Как формируются психологические установки?

Влиять на поведение человека гораздо проще, чем мы привыкли думать. Но воспитание может научить нас сопротивляться манипуляции.

Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности представления своей главной идеи с удачным анекдотом, в котором эта идея представлена в виде метафоры.

Вот один такой анекдот.

Человек получает утром почту, открывает письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи и обнаруживает там записку с именем и фамилией незнакомого ему человека с припиской: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней. Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов». У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер, и в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов. И т. д. На каком-то этапе он начинает выяснять подробности, узнает, что речь идет о криминальном авторитете, следит за его судьбой по газетам, узнает о его убийстве, получает обещанные деньги и очередную фамилию с указанием довольно крупной суммы. На этот раз упомянут вполне благополучный, успешный и, по-видимому, здоровый молодой человек. Герой анекдота узнает, где он живет, и время от времени появляется в этом районе. Как-то непроизвольно отслеживание этого молодого человека становится частью его собственный жизни, и однажды, когда он проезжает на автомобиле рядом с его домом и видит его на безлюдной улице, он с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ... Но он все-таки успевает нажать на тормоз.

Этот страшный эпизод не отваживает его от слежки. Через некоторое время он получает деньги и узнает, что тот самый незнакомец погиб при невыясненных обстоятельствах. А цена за смерть следующего названного в письме вдвое выше…

Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»

Описанное в анекдоте в утрированной форме соответствует некоторым способам формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства. Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных (родителям) поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы. Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя и без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием воспринималось именно отсутствие поощрения. Словом, почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощряться должно формирование и проявление в поведении высших человеческих ценностей. И поощрение должно выражаться в проявлении любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота. Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания – формированием моральных ценностей, определяющих поведение и несовместимых с асоциальными поступками. И эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков. А если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, то впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование – была бы только надежда на желанный подарок.

Write a comment

Comments: 0