Статьи про новые отношения: "Я дружу со своими бывшими." и др.

Расстаться лучше по-хорошему, без ссор и сцен. Но некоторые пары так никогда по-настоящему и не расстаются. Из любовников они становятся друзьями. Удачная ли это идея?

Какими должны быть отношения с бывшими? Серафима отвечает так: «Я предпочитаю хорошие. Ради дочери поддерживаю добрые отношения с ее отцом. Но и cо своим первым партнером я тоже общаюсь с удовольствием. Это люди, которые меня знают и которым я могу доверять. Я просто не могу обходиться без них». Почему? Что ей мешает жить совершенно отдельной жизнью? «Расставшись с партнером, многие из нас, как и 42-летняя Серафима, чувствуют растерянность и не знают, как себя вести, – рассказывает психоаналитик Женевьева Абриаль (Geneviève Abrial). – Ведь у нас перед глазами мало примеров поведения в таких случаях. У многих родители прожили в паре всю жизнь, дети не видели, как расстаются двое, и  теперь им трудно завершить собственные отношения. Другой вариант – родители разошлись со скандалом, и взрослые дети отказываются повторять их ошибку». Может быть, «остаться друзьями» – наилучший выход? Почему бы и нет? Только хорошо бы эти новые отношения были искренней дружбой, а не результатом слабости партнеров.

У меня есть тайные намерения. Разумеется, хорошие отношения лучше плохих, особенно когда у пары есть общие дети. Но иногда за этой прочной связью обнаруживаются скрытые чувства: желание присматривать за бывшим партнером, гнев, который мешает оплакать конец отношений, или тайная надежда на их возрождение. Эти мечты и намерения, часто бессознательные, сами по себе не приносят вреда, считает психоаналитик. Однако они «мешают вкладывать силы в другого человека, которого, возможно, будет угнетать постоянное присутствие бывшего партнера». А может быть, так легче защититься от новых отношений, ведь боль после разрыва все еще сильна.

Я как ребенок, который нуждается в окружающих. «В процессе развития личности мы все проходим через этапы отделения от родителей, такие как рождение и подростковый возраст, – предлагает еще одно объяснение психоаналитик. – Некоторым это дается тяжело, потому что отделиться для них значит стать уязвимыми. Когда нам не хватает уверенности в себе, больше всего мы боимся потерять свою опору». Расставание порождает чувство тревоги, а связь успокаивает. Поэтому так часто бывшие партнеры убеждают себя, что все хорошо и все прекрасно ладят друг с другом: дети, бывшие и новые партнеры! «Эта приятная фантазия вызвана необходимостью чувствовать свою принадлежность к группе», – уточняет Женевьева Абриаль. Так нас меньше мучает неуверенность в себе.

Я не могу вынести боль разрыва. Разрыв бередит старые раны. Образ бывшего партнера возвращает к образу наших родителей. И если в детстве мы чувствовали себя брошенными, если страдали от недостатка внимания и заботы (например, родители были слишком заняты на работе, сильно уставали, или в семье родился младший ребенок), то потеря дорогого человека вызывает у нас очень сильные эмоции, а боль может стать невыносимой. Возникает чувство пустоты, которая настоятельно требует заполнения. Мы, как в детстве, стараемся облегчить тревогу отделения. В этом случае отделяемся от бывшего партнера лишь чуть-чуть.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  • Завершить отношения, сказав спасибо
    После разрыва необходимо пережить печаль и переосмыслить отношения. Дайте себе время осознать свои настоящие потребности, желания, эмоции. Возможно, вы найдете, за что поблагодарить человека, с которым расстались: «Спасибо за все, что ты мне дал, за все, что ты сделал для меня, за счастливое время, которое мы провели вдвоем, за то, чему ты меня научил». Признать ценность отношений – хороший способ их завершить.
  • Задать себе правильные вопросы
    Спросите себя: «Что я на самом деле чувствую по отношению к своему бывшему партнеру? Что я сегодня жду от наших отношений? Я все еще злюсь, мне грустно? Я боюсь? Какие между нами остались недомолвки? Обиды? Ожидания?» Из любви может родиться настоящая дружба, долгая и искренняя. При условии, что вы так же относитесь к себе – искренно и  дружелюбно.
  • Вновь обрести уверенность в себе
    Тому, кто поддерживает отношения из страха потерять почву под ногами, особенно важно восстановить самооценку и почувствовать себя в безопасности. Работа с психологом поможет лучше понять, каков источник тревоги и чувства уязвимости. Особенно если ваше одиночество вызывает у вас обиду и гнев, заставляет страдать от унижения.

МОЙ ОПЫТ

Дарья, 47 лет, стоматолог
«Семейные праздники, которые я устраивала, напоминали список побед. Я приглашала всех троих моих бывших мужчин. Дети были довольны, и это не доставляло проблем моему партнеру. Но все изменилось в тот день, когда один из моих бывших вновь женился. Именно тогда у меня возникло чувство, что я его потеряла. И я задумалась всерьез о своей жизни: я  ушла от этих мужчин, но мне было необходимо оставаться основной (неотъемлемой) частью их жизни. Я поняла, что необходимо дать им свободу. И принять то, что они счастливы без меня и вдали от меня».

www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/_article/ya-druzhu-so-svoimi-byvshimi/

Источник фотографий: Eric Giriat for Psychologies Magazine Franc

Другие статьи на эту тему: 

 

Вопрос эксперту: «Меня раздражает, что мой молодой человек общается с бывшей девушкой»

Стоит ли знакомиться с бывшей избранницей партнера, если они до сих пор продолжают дружеское общение? Или настаивать на том, чтобы это общение прекратилось?


«Молодой человек общается с бывшей девушкой. Как только начинаю спрашивать его, общаются ли они, он злится – и диалога не получается. Мне не нравится, что он скрывает от меня то, что он с ней видится, не знакомит меня с ней. Он знает, что мне не нравится их общение. Не знаю, как быть. Одна мысль о том, что они видятся, меня огорчает, выводит из себя и злит. Не скрываю, что мне хочется контролировать его, знать, где он и с кем. Он познакомил меня со своими друзьями, я общалась с ними, приняла их и теперь спокойно отпускаю его на встречи с ребятами, но не могу выносить его бывшую лишь из-за того, что он не хочет меня с ней знакомить. Стоит ли сделать шаг навстречу и предложить ему познакомить меня с ней или оставить все как есть? Как начать диалог?»
Ирина, 23 года

Ирина Млодик, психолог, психотерапевт:

«Ирина, здравствуйте. Как можно предположить из вашего письма, вы ревнуете или не доверяете вашему молодому человеку. Я полагаю, что вам обидно от того, что ваш мужчина не забывает свою бывшую девушку, не вычеркивает ее из памяти. И безусловно, важно понимать, осталось ли между ними влечение, любовь, или их просто объединяет общее прошлое.

С одной стороны, его можно понять, он в своем сознании хочет разделить двух важных для него женщин, и именно поэтому не хочет вас знакомить. И возможно, он таким образом оберегает и вас, и ее от неприятных ощущений, от встречи с «соперницей», возможно, ее даже больше, потому что в данный момент вы победили. Вы с ним в отношениях.

Тот факт, что он не избавляется от своих прошлых отношений, как от наскучившей, давно прочитанной книги, говорит о нем положительно. Мужчина, который умеет беречь отношения, ценить их, а не просто переходит от одних к другим, вызывает уважение. Это дает надежду, что и отношения с вами он тоже будет беречь и ценить.

Но и вас понять можно. Вы не очень понимаете, что теперь связывает этих двоих людей. И поговорить об этом, наверное, все же стоит, просто не начинать разговор с претензий или эмоционального на него давления: непременно вас познакомить. Вы можете просто спросить, что такого важного в их отношениях, что он их до сих пор поддерживает, и в каком статусе?

Нам важно проявлять уважение к нашим партнерам, в том числе и к их прошлому. Но если что-то из его поступков вас тоже мучает, пробуйте говорить о ваших чувствах, о том, что вы переживаете, возможно, боитесь его потерять. Я думаю, что это даст вам гораздо больше шансов на диалог и ответное уважение».

Я дружу с бывшей женой моего мужа

Развод ‒ мучительное событие в жизни, особенно если он отягощен финансовыми претензиями и необходимостью «делить» детей. Тем не менее излечиться от обиды на несправедливое отношение в прошлом вполне нам по силам. Психолог Илона Бонивелл ‒ о том, как она подружилась с бывшей женой своего мужа.

Многие из гостей, которые бывают на наших семейных праздниках, поражаются, видя, что Софи помогает мне с готовкой. Иногда я даже не знаю, кто кому помогает, ведь повар она просто от Бога! Софи ‒ бывшая жена моего мужа и мать его двух старших детей. Нашим гостям обычно требуется время, чтобы понять: во-первых, в воздухе не висит напряжение; во-вторых, это не дипломатический визит, и, наконец, в-третьих, мы не практикуем полигамию. Она просто близкий друг и для мужа, и для меня, часть нашего семейного круга. И Софи не пытается вернуть своего бывшего ‒ у нее прекрасные отношения с новым бойфрендом Фредом, с которым мы тоже хорошо ладим и у которого двое своих детей.

Что означает наша дружба на практике? Вот несколько примеров.

Пару недель назад Фред позвонил и попросил одолжить костюм Джейсона (моего старшего) для своего сына, у которого было первое в жизни собеседование для устройства на работу. Все мы знаем, как «часто» подростки носят костюмы, поэтому зачем покупать новый, если можно одолжить на время?

Софи два года подряд ездила со всеми нашими четырьмя подростками (младший ребенок еще слишком мал) на горнолыжный курорт. Мы оплачивали расходы, а она тратила свое время и силы. В итоге все прекрасно отдохнули.

Иногда взрослые тоже проводят время друг с другом, в разных комбинациях ‒ например, Софи и Фред приглашают нас на обед, или дамы (она и я) идут куда-нибудь выпить по стаканчику. В основном, конечно, обсуждаем детей, ищем общие подходы к воспитанию, но иногда сплетничаем о моем нынешнем (ее бывшем) муже. В конце концов, она единственный человек на свете, который знает его так же хорошо, как и я.

На прошлый день рождения мы подарили Софи шопинг-тур по Лондону на выходные. Мы с ней начали поход по магазинам рано утром в субботу, в полдень зашли выпить чаю в один из отелей в Найтсбридже, примерили все купленное, хихикали, как девчонки, пробуя макияж, пошли поужинали, танцевали до двух часов ночи и на следующий день с трудом заставили себя встать с кровати и продолжить шопинг. После этого мы решили повторять такой шопинг каждый год, оставляя наших нынешних/бывших мужей смотреть за детьми.

Как же мы выстроили такие замечательные отношения? Просто повезло? Дело вовсе не в удаче. Развод у них был типичный ‒ много слез и горя после семнадцати лет вместе. Когда Софи узнала, что в жизни ее мужа есть другая женщина (то есть я), она впала в депрессию и потеряла 9,5 килограммов (которые не набрала обратно ‒ везет же!). Что еще хуже, по разным причинам (в основном финансовым) нам пришлось начинать нашу супружескую жизнь в их старом семейном доме ‒ еще до того, как закончился бракоразводный процесс. Казалось бы, все безнадежно. И так оно поначалу и было ‒ Софи просто отказывалась со мной встречаться, она забирала и возвращала детей за кустами у ворот дома. Однажды ее собственная хитрая дочь подстроила нам «случайную» встречу из самых лучших побуждений. Встретившись лицом к лицу, мы были не готовы, эмоционально не защищены, не знали, что делать, и наконец, чтобы прервать молчание, решили выпить кофе и выкурить по сигаретке, хотя я и не курю. Когда муж вернулся с работы, он обнаружил, что две женщины из его жизни пьют вместе кофе и смеются ‒ в той самой кухне, в которой в разные периоды времени жила каждая из его семей. И он открыл бутылку шампанского.

Думая об этой «случайной» встрече, я понимаю: то обстоятельство, что мы были к ней не готовы, позволило нам разглядеть друг в друге просто людей, не навешивая ярлыков (новая, бывшая). Есть еще один важный фактор, который делает возможной нашу дружбу, ‒ Софи считает, что мой муж платит ей вполне достаточные алименты, и не имеет никаких финансовых претензий. Мне было нелегко это принять ‒ с учетом того, что его дети половину времени находятся у нас, по закону он не обязан ничего платить, а он платит даже больше нормы. Из-за этого в нашей семье возникли некоторые финансовые затруднения. Поэтому, к своему стыду, я повела себя как типичная «новая жена» и стала жаловаться по поводу алиментов. Но я была неправа, а муж ‒ прав, для него хорошие отношения были важнее денег. Надо признать, моя собственная неприязнь к моему бывшему мужу во многом связана с несправедливыми финансовыми условиями нашего развода, и даже теперь, спустя 12 лет, я еще не готова полностью с ним примириться. Отношения моего мужа с Софи можно характеризовать как «сотрудничество, взаимная поддержка, обоюдное участие в воспитании детей без конфликтов», к этой группе относится примерно четверть разведенных родителей*. А мои отношения с бывшим мужем можно считать «параллельным воспитанием детей», небольшое количество конфликтов объясняется только расстоянием ‒ он эмигрировал в Австралию. Нетрудно догадаться, какой вариант лучше для детей в долгосрочной перспективе. Все мы знаем теорию, но не существует волшебной таблетки, позволяющей излечиться от обиды на несправедливое отношение в прошлом (а иногда и в настоящем). Мой бывший, к примеру, платит примерно в 3 раза меньше алиментов, чем должен, и видит детей в лучшем случае раз в год. Как бы я ни хотела его простить, я еще не готова. Что же можно сделать? Вот несколько идей для начала:

1. «Теория справедливого мира» ‒ пример ошибочного мышления, об этом стоит помнить. Если мы постоянно думаем, как мир к нам несправедлив, стоит в какой-то момент остановиться и признать: да, мир несправедлив и, скорее всего, всегда таким будет.

2. Для начала примем ситуацию такой, какая она есть, и спросим себя: «В нынешней ситуации на что я могу надеяться для себя и своих детей?»

3. Как бы смешно это ни звучало, в этой ситуации тоже можно найти свои плюсы ‒ хоть мой бывший и не видится с детьми, хотя бы мне не приходится видеть его.

4. Позитивная психология подчеркивает, как важно простить и идти дальше, это полезно и для психики, и для здоровья. Но, взглянем правде в глаза, «забыть прошлые обиды» легче на словах, чем на деле. Мне хорошо помогло «частичное прощение» ‒ я написала себе и своему бывшему мужу письмо, в котором перечислила все, что я МОГУ простить, а остальное просто не упомянула. Не беспокойтесь, отсылать письмо не нужно, вы его пишете для себя.

5. Наконец, об отношении к новому партнеру вашего бывшего или бывшему партнеру вашего нынешнего. Постарайтесь увидеть в них людей, отбросив предрассудки и стереотипы. Эти люди ‒ не из вашей истории, позвольте им создавать свою собственную, даже если одну из ролей в ней будет играть человек, которого вы когда-то любили.

* E. Hetherington et al. «What matters? What does not? Five perspectives on the association between marital transitions and children’s adjustment». American Psychologist, 1998, vol. 53.


Ревность к прошлому партнера

Многим из нас непросто смириться с тем, что до встречи с нами у любимого человека была своя жизнь. Как он мог быть счастлив с другими, в чужих объятиях? Эти вопросы о прошлом интригуют, тревожат, мешают жить в настоящем. Как от них освободиться?

В начале отношений влюбленные живут в иллюзии, будто они первые люди на земле, волшебным образом созданные друг для друга. Словно никакого прошлого у них нет и быть не может. Но отношения развиваются. И постепенно мы начинаем интересоваться, что и как происходило в жизни нашей «половины» до того, как мы с ней встретились. Мы расспрашиваем, выясняем подробности. И продолжаем настаивать, даже если ответы заставляют нас страдать. Острое любопытство к прошлому другого, огорчения по поводу былых любовных историй – что скрывается за ними?

В ПОИСКАХ ОРИЕНТИРОВ

«Я никак не могу остановиться: вновь и вновь расспрашиваю Андрея о его прежней жизни. Я хочу знать о нем все!» – признается 34-летняя Инга, которая вышла замуж три года назад. «Расспросы о прошлом продиктованы прежде всего естественным желанием лучше узнать другого человека, – комментирует семейный психотерапевт Александр Черников, – приблизиться к пониманию того, каков он на самом деле. И радоваться возможности ценить партнера, в том числе и за его непохожесть на нас». Нам важно также понимать, что он пережил, какие совершил поступки, чем руководствовался, выбирая своих прежних партнеров, и по каким причинам они расстались. Все это, кажется, помогает оценить, насколько мы подходим друг другу. Удостовериться в том, что мы действительно хорошая пара... или укрепиться в сомнениях.

Но когда интерес к жизни любимого человека становится слишком навязчивым, когда трудно справиться со своим любопытством, это может означать: в его прошлом мы ищем нечто, что позволило бы нам ощущать себя более уверенно. «Чувство любви рождает тревогу, поэтому мы бессознательно ищем какой-нибудь ориентир, с которым можем свериться, – объясняет психоаналитик Софи Кадален (Sophie Cadalen). – И роль его для некоторых из нас играет прошлое партнера». Кажется, если узнать, как он жил раньше, выяснить, что и кого она любила, то можно понять, как он или она будет жить дальше и что будет любить завтра. Но такое предположение – всего лишь наша фантазия, потому что новая любовь не похожа на старую. Между влюбленными происходит уникальная алхимическая реакция, над которой они не властны, и прошлое, увы, ничего не может сказать ни об их настоящем, ни о будущем.

ПРИЗНАК НЕУВЕРЕННОСТИ

«После аспирантуры я два года работала по контракту за границей. И до сих пор, стоит об этом упомянуть, мой муж обязательно вздохнет с досадой. Мы женаты уже 20 лет, но он, кажется, все еще ревнует меня к моему прошлому, к тому времени, когда я жила без него», – с улыбкой рассказывает 52-летняя Александра. «Для некоторых, как и для мужа Александры, важно единолично обладать предметом своей любви, – говорит психотерапевт Елена Улитова. – И трудно признать, что любимый человек может получать удовольствие сам по себе, так же как преодолеть убежденность, что он, как и его прошлое, должен полностью принадлежать партнеру. Думаю, подобная реакция – прежде всего признак неуверенности в отношениях». Марии скорее льстит досада мужа: ревность к ее прошлому – для нее свидетельство того, что она ему по-прежнему небезразлична. «Только не стоит злоупотреблять такими доказательствами любви, – предостерегает Елена Улитова. – Ревность – одна из наиболее сильных, разрушительных и болезненных эмоций. Если партнер страдает, будут страдать и отношения в паре».

 

ЕСТЬ ВОПРОС?

  • Общество семейных консультантов и психотерапевтов, т. (495) 517 7524, www.supporter.ru

ТРЕБУЕТСЯ ВЕЛИКОДУШИЕ

Некоторые женщины против того, чтобы их новый супруг встречался с детьми от прошлого брака. Некоторые мужчины требуют, чтобы их партнерша сожгла все мосты, связывающие ее с прежней семьей. Поступая так, они стараются укрепить свою семью... но рискуют прийти к прямо противоположному результату. «Их требования разрушительны, потому что разрыв со своим прошлым всегда рождает сильное внутреннее напряжение, которое способно привести к депрессии», – предупреждает семейный психотерапевт Александр Черников. «Думаю, я не могла бы полюбить мужчину, который плохо говорит о своей прошлой жизни, – размышляет 45-летняя Регина, которая два последних года живет с новым спутником. – Хотя, если честно, мне иногда бывает тяжело слушать, как мой любимый рассказывает о каких-то приятных моментах – например, о том, какие у него хорошие отношения с детьми. Тем более что у нас детей нет». Что ж, если страсть ничего не желает знать о прошлом, то зрелые отношения в паре, напротив, основаны на его принятии и уважении к нему. Чтобы сберечь свою любовь, без великодушия и терпимости не обойтись.

ПОТОК ВОСПОМИНАНИЙ

«Мой партнер работал в театральной труппе, они гастролировали по всей Европе, но к тому моменту, когда мы встретились, его карьера закончилась неудачно, – рассказывает 40-летняя Вероника, за плечами которой десять лет семейной жизни. – И вот сейчас, стоит нам познакомиться с какими-нибудь новыми людьми, как он начинает безостановочно рассказывать о том, как был счастлив тогда. Словно наша нынешняя жизнь совершенно пуста и неинтересна!»

Не стоит упускать из вида, что ревность – это пьеса для двоих. «Если партнер все время возвращается к своему прошлому, подчеркивая, что раньше все было лучше, то вполне естественная реакция другого – это обида, которая может вовсе не говорить о его ревнивом характере, – замечает Елена Улитова. – В конце концов, если живущий с нами человек все время дает понять, что уже все видел и все испытал до нас, это просто раздражает».

НОВАЯ ЛЮБОВЬ ВСЕГДА НЕ ПОХОЖА НА СТАРУЮ.

ПОЭТОМУ ПРОШЛОЕ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ СКАЗАТЬ НИ О НАСТОЯЩЕМ, НИ О БУДУЩЕМ ВЛЮБЛЕННЫХ.

Откуда берется такое хвастовство? «Когда в отношениях возникает кризис, некоторые начинают оглядываться назад, вздыхать о своей прежней жизни, а иногда и приукрашивать ее, – говорит Софи Кадален. – За таким поведением может скрываться адресованный партнеру косвенный упрек: человек задумывается, достаточно ли хороши их отношения. Иначе почему воспоминания вдруг начинают заполнять всю его жизнь?» Когда мы сравниваем прошлое с настоящим, настоящее обычно проигрывает – ведь прошлое легко идеализировать, с ним мы вольны делать все что угодно. А настоящее изо дня в день сталкивает нас с новыми ситуациями.

КОГДА О ПРОШЛОМ ЛУЧШЕ ПРОМОЛЧАТЬ

Всегда ли стоит удовлетворять любопытство партнера? Бывают такие случаи, когда лучше уклониться от ответа, считает психотерапевт Елена Улитова.

Мы не совпадаем с другим человеком полностью и имеем право на собственное личное пространство. Эта отдельность является частью нашей привлекательности для другого. Когда что-то скрыто, возникает ощущение тайны, желание ее разгадать. А когда все открыто и доступно, тайна исчезает.

Если партнер расспрашивает нас слишком настойчиво, порой возникает инстинктивное желание закрыться, не отвечать. В этом случае имеет смысл прояснить, что именно он хочет узнать и зачем. Может быть, для нас обоих будет полезнее поговорить о наших отношениях в настоящем, чем углубляться в прошлое.

Не стоит отвечать на расспросы о нашей жизни, если ответная реакция нас уязвляет – например, партнер плохо отзывается о наших друзьях или родных, осуждает наши поступки. Позволяя кому-либо обесценивать свое прошлое, мы теряем часть самих себя. И наоборот, если наш рассказ огорчает партнера – например, он считает себя в чем-то хуже кого-то из нашего прошлого, – это тоже повод в следующий раз промолчать. Если мы все же касаемся болезненной для близкого человека темы, важно подчеркнуть (словами ли прикосновением) насколько он нам дорог.

 

КОММЕНТАРИЙ ЮЛИИ ЛАТЫНИНОЙ

«Я тяжело схожусь с людьми и предпочитаю долго не рвать отношений. Но никогда не пытаюсь как-то «исправить» другого человека. Как правило, нам что-то нравится в другом, а что-то не нравится. Но все это так тесно переплетено! Если менять то, что не нравится, обязательно что-то случится и в той части, которая нравится. Моя позиция такова: что человек хочет, то он и рассказывает про свое прошлое. Если он не хочет о чем-то говорить, стоит его уважить. Конечно, если он вообще молчит как рыба, то, простите, мне станет неинтересно: я хочу его послушать. Не затем, чтобы выведать его подноготную, а потому что он мне интересен. Рассказывать или нет о своем прошлом – для меня это выбор другого. Зачем навязывать ему свой? Интересен прежде всего он – такой, какой есть. А не красный, зелененький или синенький. Не надо его перекрашивать – это, пожалуй, главное».

ПРОШЛЫЕ РАНЫ

Часто, когда мы ревнуем, в нас пробуждается маленькая девочка или мальчик, какими мы когда-то были. Они всегда живут внутри нас и лишь ожидают повода, чтобы проявиться. Бессознательно некоторым из нас нравится бередить старые раны: такие люди испытывают почти мазохистское удовольствие, когда пробуждается детское соперничество, вечный вопрос: «Кого мама с папой больше любят?» «Такой человек с детства считает себя настолько непривлекательным, что все время боится, что его разлюбят, и убежден, что его партнер, что бы ни случилось, всегда будет предпочитать ему свою прошлую жизнь», – отмечает Елена Улитова. Но при такой низкой само-оценке человека никакой партнер не сможет ему придать достаточной уверенности в себе. Только работа над собой поможет справиться с глубоко скрытой тревогой.

ЭРОТИЧЕСКИЙ ЗАРЯД

«Ничего не могу с собой поделать! Мы женаты восемь лет, но даже сейчас мне случается разбудить мужа, чтобы спросить, как у него это было с другими», – признается 34-летняя Арина. «Немало людей испытывают возбуждение, воображая своего партнера с кем-то другим, – говорит Елена Улитова. – Расспрашивая о подробностях, мы погружаем партнера в эротические воспоминания, которые сами по себе – мощный сексуальный стимул: он (она) заново переживает свое желание и переносит его на нас. Даже если мы при этом ревнуем – а это почти всегда так, – именно неоднозначность переживания, в котором сочетаются и вызов, и соревновательность, и чувственное влечение, – придает отношениям дополнительную остроту».

ПОНЯТЬ И ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ

«Бывший муж Альбины был небедным человеком, – рассказывает 36-летний Константин. – Мы с ней уже шесть лет вместе, и все это время я ревную ее – не к нему, а к тому материальному благополучию, которое он ей обеспечивал. Она переехала ко мне с какой-то там бесценной посудой. В каждой тарелке словно уже лежал для меня упрек. Я сообразил это потом, а так мало-помалу эти тарелки просто выскальзывали у меня из рук, пока от сервиза ничего не осталось! Слава богу, у нас хватило чувства юмора над этим просто посмеяться». Юмор – одно из лучших противоядий от вполне понятной ревности к прошлому партнера. Он всегда помогает вновь взглянуть на ситуацию непредвзято. Похоже, в этом случае «бесценная посуда» послужила своего рода искупительной жертвой: Константин перенес на нее свои чувства – и освободился от них вместе с тарелками. Обнаружив эту взаимосвязь, супруги вместе рассмеялись: такие моменты взаимопонимания – прекрасный способ принять прошлое любимого человека.

Как не испортить второй брак

Повторные браки распадаются заметно чаще, чем первые. Почему? Нередко партнерам мешает прошлое, они невольно продолжают совершать одни и те же досадные ошибки.

Основные идеи

  • Будущее новой семьи не определяет ни «стаж» партнеров в первом браке, ни наличие детей.
  • Шансы на успех зависят от тех уроков, которые каждый сможет извлечь из своих прошлых ошибок.
  • Союз будет крепче, если постоянно развивать отношения... уважая свое личное пространство.

У второго брака шансов на успех больше, чем  у первого, полагаем мы. Ведь в нем можно учесть предыдущий опыт и не повторять те глупости, о которых мы обычно сожалеем потом, когда уже ничего не поправить. К тому же с годами мы становимся опытнее, терпимее... Увы, статистика эти предположения не подтверждает. Вторые браки распадаются так же, как и первые – почти в половине случаев*. Неужели опыт нас ничему не учит? Или те, кто разводится, принадлежат к особой породе людей, не созданных для брака?

Даже если большинство супружеских пар держат курс на серебряную свадьбу и многие никогда не столкнутся с подобной проблемой, все-таки хочется разобраться: почему во второй раз бывает труднее? По мнению  юнгианского аналитика Станислава Раевского, «во втором браке партнеры сталкиваются  с проблемами, которых раньше не было. Кроме того, после первого развода решиться на второй проще: расторгнув не удовлетворявший его союз, человек бессознательно готов, если понадобится, сделать это снова».

Источник: Dreamstime.com

НАПОМИНАНИЯ О ПРОШЛОМ

Связанные с разводом переживания не проходят бесследно, оставляя в душе горечь поражения. Те, кто вступает в новый брак, надеются, что на этот раз все сложится удачно. И они, залечив раны, исправят прошлое. «Но именно прошлое мешает безмятежности второго брака», – утверждает психотерапевт Елена Лопухина. Многое напоминает о прежних отношениях, о первом партнере: он жил в этом доме, покупал эту мебель, вот его подарки, остались общие друзья… «Андрей не может смириться с тем, что у меня была какая-то жизнь до него

Еще одним камнем преткновения может стать… сексуальная жизнь. «Опыт важен в интимных отношениях (особенно для женщины) – благодаря ему мы учимся доверять своим ощущениям и принимать партнера, – отмечает сексолог Сергей Агарков. – Но в то же время длительные сексуальные отношения с одним партнером формируют определенную модель сексуального поведения, и наши бессознательные ожидания, бесспорно, влияют на близость в следующем союзе». Призраки прошлого – бывшие мужья и жены – нередко сопровождают нас в новом браке. Кирилл, отец троих детей, овдовевший двенадцать лет назад и очень быстро женившийся снова, подтверждает: «Невозможно забыть человека, с которым ты прожил пятнадцать лет. И я знаю, что Нина, моя нынешняя подруга,  думает об этом, в воображении постоянно сравнивая, каков я с ней и каким я был с первой женой. Я же ничего не сопоставляю, просто в памяти всплывают какие-то воспоминания, сцены из прошлого…»

 

Источник: Dreamstime.com

ДЕТСКИЙ «САБОТАЖ»?

Благополучию второго брака могут препятствовать дети, выступая в роли «саботажников». Ребенок, травмированный расставанием родителей, восстает против появившегося в доме отчима или мачехи, настраивает отца против матери (или наоборот), чтобы вызвать сочувствие. В начале новой семейной жизни (это особенно трудный этап) от взрослых потребуются предельные чуткость,  дипломатичность. 
«Дети из ревности могут намеренно создавать проблемы новым партнерам своих родителей, надеясь таким образом «склеить» прежнюю семью», – объясняет Елена Лопухина. Жизнь новой семьи осложняет и то, что в русском языке, как и во многих других, нет специальных слов для обращения к отчиму или мачехе. Кроме того,  представления взрослых об обязанностях нового члена семьи по отношению к ребенку могут весьма расходиться.

ОПЫТ НЕ УЧИТ

И все же, надеются многие, у повторного брака есть преимущество: ведь к выбору второго партнера мы подходим более рассудительно. Увы, далеко не всегда. Часто нас толкает друг к другу неясное иррациональное чувство. Так нередко мы выбираем во второй раз в партнеры «копию» того из родителей, от которого нам так и не удалось психологически отделиться. Нет, мы не ищем внешнего сходства, но бессознательно ориентируемся на схожесть психологического образа. «Иногда мы меняем спутников жизни – серьезного и строгого на веселого и остроумного, тонкого интеллектуала на простодушного культуриста,  – говорит Елена Лопухина, – однако это только иллюзия глобальных перемен, ведь мы ни в коем случае не хотим менять самого главного – своего образа жизни и отношения к тем или иным ситуациям».

 

ОБОЙТИ 4 ЛОВУШКИ

1. Нежелание вкладывать себя
«Обжегшись на молоке», некоторые стараются свести к минимуму свой вклад в отношения – как эмоциональный, так и материальный. «Каждый держит при себе свое добро, а потом оба удивляются, что ничего не выходит, – рассказывает семейный психотерапевт Робер Небюрже (Robert Neuburger). – Лучше избегать бухгалтерского подхода к браку, когда партнеры пристально следят за тем, каков вклад каждого в общий котел».

2. Отсутствие новых планов
«Мне не раз приходилось видеть, как распадались повторные союзы, стоило лишь прекратиться преследованиям со стороны бывшего супруга, – продолжает Робер Небюрже. – Партнеры выступали единым фронтом в этом противостоянии, а утратив смысл, заключавшийся в борьбе, не знали, что делать со своей свободой». Очень важно найти собственные смыслы и цели для нового союза.

3. Инерция окружающих
Окружающие словно продолжают считать бывшего супруга законным и, например, спрашивают по привычке: «Что слышно от твоей жены?» Новым партнерам надо потрудиться над тем, чтобы их воспринимали именно как пару.

4. Слишком активное присутствие «бывших» 
Разведенный супруг(а) остается в очень хороших отношениях со своей бывшей (бывшим). Стоит возникнуть малейшей проблеме, он (она) тут как тут. Хорошо, если люди расстаются мирно, но важно, чтобы у новой пары было свое пространство, в которое никто не должен иметь доступ. Дружба между бывшими возможна, но не слишком близкая.

Источник: Dreamstime.com

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Итак, если мы не проделаем определенную работу над собой, будем винить партнера или обстоятельства, не поймем, где наш «личный вклад» в раскол первого брака, то весьма вероятно, что наезженная колея вновь приведет к краху отношений.

Если в новых супружеских конфликтах – а они неизбежны – вести себя «как раньше», это будет приводить отношения с каждым следующим партнером к неразрешимому тупику. «Внутренняя работа по выяснению причин своей неудачи в первом браке (а она необходима для того, чтобы действительно завершить прежние отношения!) очень часто не выполняется, – сожалеет клинический психолог Жан-Жорж Лемер (Jean-Georges Lemaire). – Мы думаем, что во всем виноват другой, а нам достаточно будет заменить «бракованную деталь». Но мы ошибаемся». 

«После развода стоит дать себе время на размышления, пожить одному, проанализировать свои ошибки, – соглашается Станислав Раевский. – В противном случае, поторопившись с новым союзом, мы вновь, уже с другим партнером, будем отыгрывать отношения, которые у нас не сложились в прежней паре».

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ШТАМПА?

Сегодня 23% женщин и около 43% мужчин после развода создают новую семью*. Но регистрируют повторный союз все реже.

Более 60% россиян не видят разницы между официальным и гражданским браком**. «Мы все меньше склонны включать государство в наши личные отношения, – комментирует социолог Александр Синельников. – Лишь четверть разведенных решаются вновь узаконить свой брак». «Мы движемся к шведской модели построения семьи – когда партнеры не регистрируют отношения даже в том случае, если у них рождается ребенок», – утверждает демограф Сергей Захаров. Тем самым – хотя бы в символическом смысле – мы прерываем семейную историю, лишая наших детей их прошлого, их корней.

В России средний возраст заключения первого брака – 23 года; сегодня браки распадаются (в среднем) через пять лет. Таким образом, становится все больше молодых (разведенных) людей, которые находятся в поисках нового партнера. Вопрос в том, захотят ли они заключать новый законный брак или же предпочтут свободные отношения. Однако, со штампом в паспорте или без, в новом союзе партнерам придется решать одни и те же (внутренние) вопросы.

* По данным Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ).
** Здесь и далее результаты опросов фонда «Общественное мнение» (www.fom.ru )

ОБЕРЕГАТЬ ЛИЧНУЮ СФЕРУ

Нет никаких критериев, которые позволили бы предсказать будущее второго брака: его не определяют ни продолжительность предыдущего союза, ни то, как проходил развод, ни возраст партнеров, ни даже количество их детей. Важнее то, какие уроки они вынесли из прошлого опыта. Секрет успеха, по мнению демографа Сергея Захарова, заключается в одном-единственном слове: «смысл» – тот, что партнеры придают своему союзу.

Алла, яркая 50-летняя женщина, поняла это на своем опыте. С первым мужем они совершали одну ошибку за другой, и спустя десять лет брак распался. Для Аллы настало время осознать свои промахи. «Никогда нельзя никого унижать. Когда я узнала, что у него на работе была интрижка, я стала винить его во всех смертных грехах и превратила его жизнь в кошмар. А теперь, спустя время, понимаю, что никакой ужасной драмы в этом и не было». Ее второй муж – противоположность первому. «Волевой, властный человек, он всегда четко знает, чего хочет. С ним мне спокойно. К тому же он немного ревнив, тогда как с первым мужем мне всегда казалось, что я лишь «одна из многих». Может быть, такой контраст и есть залог успеха? Совсем не обязательно. Алла признается, что и сейчас была бы способна на те же самые ошибки. «Но ее цель – сохранить союз, а первое правило – оберегать свою личную сферу. «С Павлом я делилась всем на свете, а сейчас понимаю, что о каких-то вещах говорить не стоит, у каждого должен быть свой заповедный сад». Правило второе: никогда не распускаться, заботиться о том, как выглядишь, не прекращать тонкую игру соблазна. И третья заповедь: понимать другого человека, учитывать его особенности и принимать их. «Мой муж по натуре пессимист, и я стараюсь, наоборот, проявлять позитивный подход к жизни». Благодаря такой бдительности Алла теперь может наслаждаться семейным счастьем, обретенным во втором браке.

ОБ ЭТОМ

  • Гельмут Фигдор «Беды разводов и пути их преодоления» МПСИ, 2006.
  • Адольф Гуггенбюль-Крейг «Брак умер – да здравствует брак!» Когито-Центр, 2007.
  • Робин Скиннер, Джон Клиз «Семья и как в ней уцелеть» АСТ: Астрель, 2004.

* Опрос проведен Исследовательским центром «Демоскоп» в 2004 году.

 

Write a comment

Comments: 0