ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕЛЛЕРМАНА-ПЛУТЧИКА

Теория разрабатывалась в виде монографии в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась для раскрытия структуры групповых процессов, позволила сформировать представление о внутриличностных процессах и механизмах психологических защит.

В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ИЗЛОЖЕНЫ ШЕСТЬЮ ПОСТУЛАТАМИ

1. Эмоции - это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:

  • Инкорпорация - поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей внутрь организма. Этот психологический механизм ещё известен как интроекция.
  • Отвержение - избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
  • Протекция - поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда относится бегство и любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
  • Разрушение - поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
  • Воспроизводство - репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
  • Реинтеграция - поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
  • Ориентация - поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
  • Исследование - поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.

2. Эмоции имеют генетическую основу.

 

3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов. Гипотетические модели приведены в таблице 1:

Стимульное событие Подразумеваемая когниция Переживание Поведение Эффект
Угроза «Опасность» Страх, ужас Бегство Самосохранение
Препятствие «Враг» Гнев, ярость Нападение, кусание Разрушение
Потенциальный партнер «Обладать» Радость, экстаз Ухаживание спаривание Воспроизводство
Потеря значимого индивида «Заброшенность» Печаль, горе Призыв к помощи и воссоединению Реинтеграция
Член группы «Друг» Принятие, доверие Ухаживание, содействие Аффиляция, присоединение
Отвратительный объект «Отрава» Отвращение, ненависть Извержение, отталкивание Отвержение
Новая территория «Что там?» Ожидание Обследование, организация Исследование
Неожиданный новый «Что это?» Удивление Остановка, тревога Ориентация

Таблица 1. Cтимул - эффект

4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул (табл. 1).

5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели. Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, слева направо - вектор сходства эмоций, а ось спереди назад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными (см. схема 1).

Трехмерная модель эмоций ПЛУТЧИКА

Схема 1. Трехмерная модель эмоций ПЛУТЧИКА

6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (таблица 2).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ

Биологические регулятивные процессы Поведение экспрессия Адаптивная функция Субъективныесостояния Черты характера Диагнозы
Избегание Бегство Самосохранение Страх Робкий Пассивность, тревожность
Приближение Атака Разрушение Гнев Скандальный, сварливый Агрессивность
Объединение Спаривание Воспроизводство Радость Дружелюбный, общительный Маниакальность
Разделение Сигнал дистресса Воссоединение Печаль Унылый Депрессивный
Глотание Еда Инкорпорация Принятие Доверчивый Истерия
Выброс Извержение Отвержение Отвращение Враждебный Паранойя
Начало действий Разведка Исследование Ожидание Любопытный Навязчивость
Остановка Замирание Ориентирование Удивление Импульсивный Неустойчивость

Таблица 2. Эмоции и их производные

Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели психологических защит.

Модель механизмов психологических защит была разработана Робертом Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Контом в 1979 году.

СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕНРИ КЕЛЛЕРМАНА

МОДЕЛЬ ЗАЩИТЫ ВКЛЮЧАЕТ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ

  1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.
  2. Существует восемь основных механизмов защит, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
  3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства, так и полярности.
  4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.
  5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.

На пути к сознанию нежелательная для психики информация искажается. Искажение реальности посредствам защит может происходить следующим образом:

  • игнорироваться или не восприниматься;
  • будучи воспринятой, забываться;
  • в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом они образуют шкалу примитивности-зрелости .

  • Первыми возникают меха­низмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Имен­но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, которые являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.
  • Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации - это вытеснение и подавление.
  • По мере развития процессов мышления и воображения формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработ­кой и переоценкой информации - это рационализация.

ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

  1. защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление.
  2. защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.
  3. защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.
  4. защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов.

Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личностиГенри Келлермана стала «Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика», которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index).

Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты играет роль регулятора внутриличностного баланса за счет гашения доминирующей эмоции (схема 2).

система Плутчика

Схема 2. Система диспозиций по Келлерману и Плутчику

Согласно психодиагностической системе, анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого.

При взаимодействии со стимулом возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации срабатывает защитный механизм, призванный погасить недопустимую эмоцию, и индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСПОЗИЦИЙ

Диспозиция мании.

Ведущая эмоция  - радость, потребность к избытку приятных стимулов - гедонизм. Защита - реактивное образование за счет подавления привлекательности приятных стимулов с помощью « Super - Ego ». Развитие механизма связано с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей».Импульс – обрати это в противоположное. Переоценка стимула:  «Все, связанное с этим - отвратительно».

Защитное поведение в норме: сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, бескорыстие, общительность. Неприятие всего того, что связанно с функционированием организма и отношениями полов.

Диспозиция истерии.

Ведущая эмоция – принятие. Защита  – от­рицание. Развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Излишнее принятие компенсируется отрицанием тех моментов, которые «не нравятся» сознанию. Поток положительных качеств воспринимаемого объекта заставляет истерика идеализировать его (пример, истерики часто влюбляются). Импульс - не замечай этого. Переоценка стимула  не происходит, стимул не замечается.

Защитное поведение в норме:  общительность, стремление быть в центре внимания, жажда признания, самонадеянность, оптимизм, непринужденность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, аффективная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

Агрессивная диспозиция.

Ведущая эмоция – гнев. Защита  – замещение. Развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор. Замещение может направляться как вовне, формируя деструктивное поведение, так и внутрь в виде аутоагрессии. Импульс- напади на что-то, заменяющее это. Переоценка стимула: «Вот кто во всем виноват».

Защитное поведение в норме: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, требовательность к окружающим, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины.

Диспозиция психопатии.

Ведущая эмоция – удивление. Защита  – регрессия. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.Импульс – плачь об этом. Переоценка стимула: «Вы обязаны мне помочь».

Защитное поведение в норме:  импульсивность, слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, умение легко устанавливать поверхностные контакты. Склонность к мистике и суевериям, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиске новых впечатлений. В эксквизитной ситуации - повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь.

Депрессивная диспозиция.

Ведущая эмоция – печаль. Защита – компенсация, компенсирует недостающую самооценку, что позволяет личности справляться с состоянием подавленности. Импульс – постарайся приобрести это.Переоценка стимула: «Зато я... Все равно я... Когда-нибудь я...».

Защитное поведение в норме:  постоянные страдания из-за утраты воображаемого объекта и потери самоуважения. Поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности.

Параноидальная диспозиция .

Ведущая эмоция – отвращение (неприятие). Защита  – проекция. Развивается как результат эмоционального отвержения в раннем детстве со стороны значимых лиц. Проекция позволяет переносить собственную неполноценность на других. Импульс – обвини это. Переоценка стимула: «Все люди порочны».

Защитное поведение в норме:  контроль, отсутствие внушаемости, повышенная критичность, гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, обостренное чувство справедливости, заносчивость, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Пассивная диспозиция.

Ведущая эмоция – страх. Защита  – подавление (вытеснение). Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Импульс – не помню об этом. Переоценка стимула: «Мне это незнакомо».

Защитное поведение в норме: инертность и пассивность, уход в себя, безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.

Обсессивная диспозиция.

Ведущая эмоция – ожидание. Защита – рационализация (интеллектуализация и сублимация). Развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения боязни пережить разочарование неудач и неуверенности в конкуренции со сверстниками. Импульс – переопредели, переосмысли это. Переоценка стимула: «Все объяснимо».

Защитное поведение в норме:  повышенный контроль, не позволяющий узнать эмоции других, склонность к анализу и самоанализу, ответственность, добросовестность, основательность, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм, стремлением придерживаться во всем середины.

Литература


  • Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика – Талант, 1996г. - 144 стр.
  • Карвасарский Б.Д. Клиническая психология – Питер, 2004г. - 539 стр.
  • Лично А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983. — 256 стр.
  • Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом //Учебно-методическое пособие - Казань, 2003г. - 98 стр.
  • Лекционный материал по предмету «Клиническая психология» Медико-психологический факультет ГрГМУ, Беларусь, 2006г.
  • Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп - Изд-во Института Психотерапии, 2002г. - 452 стр.

АВТОР: МАКСИМ ВЕЛИЧКО


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ

АВТОР: МАКСИМ ВЕЛИЧКО ВКЛ. .

Понятие о психологических защитах тесно связано со многими современными направлениями психотерапии и психологии.

Можно встретить различные  точки зрения на то, чем же являются для человека психологические защиты.

Попробуем рассмотреть это неоднозначное явление.

С одной стороны, психологические защиты - это щиты, они ограждают психику от повреждения при воздействии травмирующих обстоятельств, тем самым поддерживая способность к адаптации.

С другой стороны, психологические защиты могут являться причиной соматических и психических расстройств. Это тесно связано с тем, что они оказывают мощное сопротивление в процессе усвоения опыта. Это негативно сказывается и на эффективности психотерапевтических мероприятий, препятствуя благоприятным изменениям.

Основные особенности психологических защит:

  • Психологические защиты - это специфический процесс или некий механизм, функционирующий на бессознательном уровне;
  • Психологические защиты призваны способствовать снижению уровня тревоги, вызванной внутриличностными конфликтами.

РАЗУМЕЕТСЯ, СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА".

 - Познавательная теория Гжегаловой описывает психологические защиты как переоценку значения факторов эмоциональной угрозы, собственных черт и ценностей.

 - В отечественной психотерапевтической практике психологические защиты рассматриваются как реакции сознания на психотравмирующее обстоятельство. В этом контексте защита не позволяют психотравмирующей информации наносить вред психике, предотвращая таким образом развитие психологических и физиологических нарушений.

Психологическая защита – это своеобразная переоценка значения ситуации, отношений, представлений о самом себе в целях ослабления психологического дискомфорта и сохранения уровня самооценки.

Механизмы психологических защит – это специфические способы обращения с эмоционально значимой информацией, к которым прибегает человек, чтобы избавиться от болезненных для него переживаний.

Механизм психологической защиты – это система адаптивных реакций индивида, направленная на ослабление психотравмирующего фактора путем изменений на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне. Очень часто защитные механизмы работают в комплексе и оказывают оберегающее воздействие на разных уровнях.

О патологическом влиянии психологических защит принято говорить в тех случаях, когда имеет место отказ индивида от конструктивного способа разрешения ситуации, вызвавшей отрицательное переживание.

Способ формирования механизмов психологических защит отражает определенную мировоззренческую позицию человека и может быть рассмотрен как актуальный результат структурирования его жизненного опыта.

В этом плане все психологические защиты можно условно разделить на четыре группы:

  1. Первая группа - те ПЗ, которые состоят в отказе от обработки травмирующей информации: это отрицание, вытеснение и подавление.

  2. Вторая группа - ПЗ, состоящие в искажении и/или преобразовании травмирующей информации на уровне декларируемых выводов, переживаемых чувств или демонстрируемого поведения: рационализация, интеллектуализация, интерпретация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация.
  3. Третья группа объединяет ПЗ, направленные на разрядку тем или иным образом отрицательного эмоционального напряжения. К ним относятся реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация.
  4. Четвертую группу составляют ПЗ, в основе которых лежит манипулирование травмирующей информацией. Примерами такого рода защит являются регрессия, фантазирование или уход от реальных проблем в болезнь.

В системе адаптивного реагирования защитные реакции тесно связаны с копинг-механизмати.

Все люди без исключения прибегают к использованию психологических защит. Это позволяет освобождаться от болезненных переживаний, чувств и воспоминаний, убирать из осознания нежелательную информацию. Подробнее..

Защитное поведение очень часто сопровождается на поведенческом уровне особыми феноменами, - их часто обозначают как «избегание» или «уход».

СОГЛАСНО УЧЕНИЮ О ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМАХ, ВСЯ ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРОХОДИТ РЯД ЭТАПОВ:

  • на первом этапе нежелательная информация игнорируется или не воспринимается, индивид неосознанно не обращает на нее внимание;
  • если же травматическая информация попадает в «поле зрения» и воспринимается, то индивид подсознательно старается как можно быстрее избавиться от нее путем вытеснения и забывания;
  • в том случае, когда травматический опыт был воспринят и поступил в переработку, в процесс включается мышление, которое начинает активно обрабатывать и интерпретировать полученную информацию удобным для индивида образом.

Защитное поведение очень зависит от личностной зрелости и когнитивных особенностей индивида. Если рассматривать последовательность возникновения психологических защит, то можно проследить ряд этапов, которые можно представить в виде шкалы «взросления».

  • Онтогенетически самыми ранними были защиты, использующие перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Именно на перцептивном уровне индивид "не видит, не слышит", "не замечает" и "не понимает" травмирующую информацию. Здесь работают такие защиты как отрицание и регрессия. Они считаются наиболее примитивными и чаще используются эмоционально незрелыми личностями.

  • Уже позднее появились защиты, использующие память; это вытеснение и подавление, которые стирают из памяти травматический опыт.

  • У зрелой личности развитое мышление и хорошее воображение включаются в процесс защиты, направленный на переработку и переоценку информации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ (ЧАСТЬ 2)

АВТОР: МАКСИМ ВЕЛИЧКО.

Вместо своего ответа, цитирует кого-то другого

Современному человеку все чаще приходится говорить о механизмах психологических защит. В этом кратком перечне приведем самые частые проявления психологических защит:

•    Оговорки;
•    Частое упоминание определенных событий;
•    Фантазии о будущем;
•    Постоянные опоздания;
•    Забывчивость;
•    Многословность;
•    Тихая неразборчивая речь;
•    Медленная речь;
•    Усиленные возражения;
•    Длинные паузы между вопросом;
•    Ответ вопросом на вопрос;
•    Отказ от собственного ответа, мнения;
•    Вместо своего ответа, цитирует кого-то другого;
•    Разговор о несущественных событиях;
•    Слова преувеличения;
•    Употребление слов паразитов «как бы» или «чуть-чуть»;
•    Не конгруэнтность.

Подобный список лишний раз подтверждает то, насколько часто мы используем в повседневной жизни защитное поведение.

Существую различные классификации, предназначенные для систематизации имеющихся знаний о психологических механизмах защиты, а число самих защит у разных авторов варьирует в большом диапазоне. В этой статье кратко опишем основные или классические механизмы, которые чаще всего выделяются специалистами различных психотерапевтических направлений. Для удобства понимания особенностей их функционирования будем разделять защиты по принципу обработки информации.

1.    ОТКАЗ ОТ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Вытеснение -  это защитный механизм, вытесняющий травмирующую информацию из сознания в бессознательную область. Опыт сразу осознается, затем вытесняется. Вытесненную информацию можно вспомнить. Механизм вытеснение - это своего рода мотивированное или неосознаваемое забывание. Защита инфантильного «Я». Этот механизм участвует в образования психотравмы. 
В основе интропсихический конфликт. Вытесняются инстинктивные требования: желания, мысли, чувства. Не проявляются в поведении, но сохраняют эмоциональные и психовегетативные компоненты. Проявляется внешне не мотивированной тревогой.

Жить – избегая и отвлекаясь в чем-то, завися от кого-то.

Отрицание – это когда не воспринимаем травматический опыт. Опыт без осознания сразу блокируется. Роль этого защитного механизма - оградить от повреждающего фактора. Происходит отвержение мыслей, чувств, желание, потребностей, которые сами в себе не можем принять. 90% обмана людей происходит именно в таком состоянии. Человек врет как себе, так и окружающим. Такое поведение приводит к разрыву отношений. Характерно для людей с завышенной самооценкой. Отрицание не защищает от реальности, а утяжеляет ее. Отрицаются внешние факторы.

2.    МАНИПУЛИРОВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Изоляция – уход от напряжения в другое психическое состояние.  Эмоциональная составляющая переживания убирается из сознания, понимание ситуации остается. Главной трудностью становится невозможность эмоционального общения, отсутствие всякого эмоционального контакта. Человек тщательно скрывает свои эмоции от окружающих, а это может приводить к эмоциональному выгоранию. Защита базовая лежит в основе таких защит как рационализация и интеллектуализация.

Жить – скучно, но на стимуляторах, для поддержания тонуса.

Регрессия – уход в прошлое, на более ранний период развития, в формы реагирования, которые в прошлом сыграли положительную роль. Регрессия предназначена для купирования тревоги в состоянии повышенной ответственности. Поощряется людьми, ориентированными на эмоциональный симбиоз. Проявляется регрессивным поведением, в основе которого внутри личностный конфликт, конфликт с авторитарной (консервативной, догматичной) фигурой. Часто регрессирует не вся личность, а ее определенная часть, какой-то определенный параметр.

Жить – как раньше, на чьей-то шее.

3.    ИСКАЖЕНИЕ ИЛИ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Проекция – механизм переноса на окружающих каких-то личных качеств, собственных характеристик. Защитный механизм проекция, позволяет человеку оправдывать свои действия  и поступки. Внешне защита проявляется в повышенной способности к критике окружения. Проекцию можно обнаружить у людей, склонных к непорядочности и зависти, они, как правило, хорошо подмечают эти черты у окружающих.

Жить – всех обвиняя.

Интроекция – это процесс противоположный проекции. Характеристики внешнего объекта принимаются внутрь себя, как свои собственные качества. Это люди, как правило, склонные обвинять и критиковать себя. Таким образом, за счет самобичевания происходит уравновешивание со средой. В процессе интроекции, межличностные отношения преобразуются во внутриличностные. Это заставляет принимать для себя ценности, стандарты или роли и функции неприятного или сильно раздражающего человека.

Жить - по правилам других людей, людей, которые нам умеют нравиться или которых мы опасаемся.

Перенос – механизм переноса ранее пережитых чувств и эмоции с одного объекта на другой. Проявляется неадекватным эмоциональным отношением. Эмоции направляются не адресату их вызывающему.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТ

Сопряжены с повышенным контролем не позволяющим узнать эмоции других.

Рационализация – когда человек с помощью объяснения пытается сделать себя хорошим, выдать себя с положительной стороны. Механизм предназначен для оправданий своего поведения. С его помощью, человек уводит себя от истинной причины своих действий. Защита призвана сделать мир для человека логическим и складным. Для людей, склонных использовать рационализацию, характерен страх утраты контроля над ситуацией.

Жить - по намеченному плану, контролирую всех и все.

Интеллектуализация – это философствование на чувственные или эмоциональные  темы. Подмена переживаний и чувств размышлениями об этом. Защитное действие заключается в ограждении от переживаний и разочарований, путем изоляции аффекта. Переживания переносятся в промежуточную зону, ни связанную с внешней и внутренней реальностью. Является одним из сложных защитных механизмов.  Люди, использующие интеллектуализацию, как правило, не могут ответить прямым ответом на прямой вопрос.

Жить - в светских беседах.

4.    РАЗРЯДКА НАПРЯЖЕНИЯ

Сублимация – перенаправление энергии внутреннего напряжения в социально приемлемую активность или творчество.

Замещение (Смещение) – перенос гнева эмоционального выражения на мене опасный объект. Возникает после фрустрации, как правило, не приводит к облегчению.


Write a comment

Comments: 0