В последние несколько дней встречаю много обесценивающих
статей и постов про жертву и привычную инфантильность. Про то, что жертвой быть выгодно. А инфантильность - это позорный регресс. И если бы они захотели, например, то смогли бы взять на себя
ответственность и повзрослеть со всеми вытекающими особенностями. Слепые могут видеть по своему желанию. Глухие могут вернуть слух усилием воли. Безногие могут
бегать...
Юлия Пирумова
Я внутренне вскидываюсь, хочу защитить, например, тех же "жертв". Я имею в виду
почти всех нас, кто использует незрелые формы поведения как следствие травмы. Мне хочется сказать, что если бы жертвы травмы могли по-взрослому реагировать, брать на себя ответственность, быть в
зрелом контакте, то они бы делали это. Мне хочется реабилитировать жертв. Признать за ними право быть жертвами своей травмы (травм). Здесь я говорю о понятии "жертва" именно в таком
ракурсе.
Давайте посмотрим, что характеризует жертву? Мне представляется очень полным и доступным список, который я нашла в блоге психолога Натальи Холиной:
-- центр жизни такого человека смещен на травму;
-- много жалости к себе;
-- в наличии требование от окружающих сочувствия и жалости;
-- а также требование компенсации за страдания;
-- ожидание сочувствия и помощи, но вместе с тем
-- ненасытность в помощи
-- подавленность, печаль, тревога как базовые состояния;
-- тотальное недоверие к миру и к себе самому;
-- отсюда – почти постоянное ощущение беспомощности;
-- фиксация на ощущении безвыходности;
-- и как результат – легко вводит окружающих в чувство вины (т.к. обесценивает любые варианты предложенной помощи);
-- поэтому - чаще всего обвинительная позиция по отношению к людям и миру,
-- благодаря чему часто вызывает раздражение окружающих;
-- или, наоборот, выражена скрытность (табуируется тема собственных страданий);
-- наличие всевозможной психосоматики астенического типа;
-- физическая вялость, сонливость, слабость, дисфория и пр.
-- но на этом фоне – чувство собственной избранности;
-- склонность выстраивать симбиотические отношения, т.к.
-- такому человеку крайне сложно выстраивать диадные отношения (все время стремится в треугольник, часто устроенный по схеме «жертва – преследователь - спаситель»);
-- склонность постоянно оправдываться или проявлять чрезмерную уступчивость;
-- но при этом высокая степень социальности (часто окружает себя большим количеством поверхностных, краткосрочных отношений), огромное желание нравиться ( в идеале – всему миру);
-- отсутствие личных границ, «вязкость»,
-- что часто выражено в нетактичности;
-- ярко выраженный перфекционизм
-- в совокупности к столь же сильному презрению к самому себе;
-- снижение чувства времени…
И эти довольно печальные описания жертвы - симптомы, которые носят в себе и транслируют люди. При этом, кстати, встречая внешнее осуждение такой своей позиции, и переживая внутреннее чувство
стыда за то, что они иногда реально НЕ МОГУТ сделать из себя кого-то другого. И мне хочется успокоить их, показав в первую очередь, что эти реакции вызваны ОБЪЕКТИВНЫМИ СЛУЧАЯМИ ИХ ЛИЧНОЙ
ИСТОРИИ. Это не они плохие, дурные и слабые, а какие-то объективные обстоятельства столкнули их с ситуацией, в которой их психика выбрала такой способ остановки жизни (об этом чуть
попозже).
Во-вторых, я всегда с большим вниманием отношусь к раскрытию для человека функции этих самых неприглядных форм проявления травмы. Все это было выбрано для БЕЗОПАСНОСТИ. Долгие годы эти паттерны
выполняли очень важные задачи для человека, позволяя ему хоть как-то фиксировать этот небезопасный мир.
Таким образом, я скорее, сторонник полнейшего признания наличия и ценности травмы, чем ее обесценивания. Часто я говорю о признательности ей за то, что она выстроила те механизмы, которые
позволяли человеку выдерживать сильнейшее напряжение, связанное с базовой небезопасностью. Я говорю о том, что страх, лежащий внутри травмы, гораздо сильнее, чем выгоды, которые можно получать,
живя полной жизнью...
До тех пор, конечно, пока человек не оказывается в терапии и у него не появляется возможность признавать свою травмированность, наблюдать ее последствия в повседневной жизни, пытаться как-то
по-новому, пока с поддержкой реагировать. ПО ВОЗМОЖНОСТИ! Но я кстати не исключаю НЕ возможности. Того, что человек останавливается в какой-то момент и говорит: "Я не могу пока идти дальше. Я не
готов. Я не чувствую ресурса". Я тоже рядом в этот момент.
Не то чтобы я такой психолог, который фиксирует травму и лелеет ее, продолжая беспомощность клиента. Не совсем. Мне кажется, я как-то интуитивно слышу и чувствую, когда клиенту нужно "сливаться"
с травмой, позволяя себе присвоить ее. Потому что его долгое время все вокруг стыдили, что он такой сякой и слабый. И признать для себя: "У меня есть история. В ней была травма. Я так справился с
ней. У меня ТОГДА не было выбора". И пока ВСЕ! Это мне представляется первым и важным шагом не отрицания самой возможности бытия жертвой. Принятия себя в непозорности в такой роли. В
бессмысленности ее отрицания и подавления. Мне важно, чтобы человек вернул себе знание: "Не я урод и не справился, а у меня были причины, чтобы так сейчас реагировать".
Люди, пережившие травму, часто оказываются не в состоянии преодолеть тревогу, вызываемую самой жизнью. Последствия травмы в том, что "плененные собственным страхом, они уже не способны вернуться
к нормальной жизни... Реакции на травму являются базовыми и примитивными" (Питер А. Левин). Понимаете? Запущенные пережитым когда-то страхом реакции базовые и примитивные. И они часто
представляются в тех проявлениях, которые я привела выше. Если бы они могли по-другому...
Сложность в работе представляет то, люди научились игнорировать события, которые на самом деле нанесли травму. Они считают, что с ними не происходило или не случилось ничего страшного. Однако,
как пишет Питер А.Левин: "травма понимается как состояние, обусловленное стрессовым событием, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта, и которое могло бы явно причинить страдание
почти любому человеку.
Включая:
- внутриматочные травмы;
-- родовые травмы;
- потеря родителей или членов семьи;
- физические повреждения, включая падения и аварии;
- болезни, высокая температура, случайное отравление;
- сексуальное, физическое и эмоциональное насилие;
- свидетельство чьей-то жестокости;
- стихийные бедствия;
- определенные медицинские процедуры, включая стоматологические;
- хирургические операции;
- анестезия;
- длительная неподвижность в результате разных причин...
А также: травмы развития, которые обусловлены в основном психологическими
причинами, которые чаще всего являются результатом неправильного воспитания и негативного родительского влияния в критические периоды развития ребенка. Таким образом, жестокое обращение и
пренебрежение могут вызвать те же симптому, что и шоковая травма"...
Уфффф.
Почти любое событие истории могло причинить мне травму. С чем-то я справилась без нее. Но в какие-то моменты именно она случилась со мной и затормозила живые реакции, оставив в наследство горькое
чувство беспомощности, бессилия, гнева, апатии и пр. (в зависимости от ситуаций, которые я переживаю).
Но я так требую от себя легко справляться со всем, что долгое время не признавала своей невозможности справляться с жизнью по-другому, не через травму. Я пыталась игнорировать ее (их). А они меня
нет...
Надо, конечно, еще отметить, что в кризисах, депрессиях, сложных ситуациях, вплоть до повышения тревожности в обществе, наши травмы активизируются. Всколыхиваются хтоническим содержанием, вызывая
на поверхность реакции, относимые именно к травме, а не к здоровой и устойчивой части. Если бы я могла реагировать в этом по-другому...
Могу, конечно, сейчас. Не всегда. Через усилия и напряжение. Через жуткий страх и риск. С поддержкой, которую, кстати, до сих пор не всегда умею запрашивать. В том-то и еще одно страшное
последствие травмы - в разрыве связи между мной и людьми, в изоляции, в которой я должна сама справляться и не предъявлять свои незрелые реакции окружению...
Write a comment