Анорексия и булимия. Внешняя сторона

От автора: Эпервая часть, или вводная статья о проблеме анорексии и булимии в обществе, а именно о её внешней стороне - как Это выглядет и что с этим делать.

На написание этой статьи меня подтолкнул мой любимый закон парных случаев: ко мне в отделение с небольшим промежутком поступило сразу две пациентки с данным диагнозом. И за пару месяцев до этого  одна от лечения отказалась. Попытавшись разобраться в проблеме, я увидел её масштабы и ужаснулся! По официальным данным булимией и/или анарексией поражено до 2 % населения. Но это оказалось очень относительным (хотя 2 % - это значит в г.Н.Новгород это 40 000 людей !!!). 80 % из них – женщины. 90 % из них 12-25 лет. Каждая четвёртая девочка 12-25ти лет периодически после переедания вызывает у себя рвоту, чтобы похудеть. От анорексии/булимии умирают людей 15-24 лет в 12 раз больше, чем от всех остальных болезней.

Как то жутковато становится. Когда мне было 12-25 лет, мы как то и не знали, что такая «тема» вообще есть. А оказалось, что это целая большая проблема. Попробую посмотреть чуть глубже.

Немного из определений.

Булимия – психическое расстройство, проявляющееся тем, что человек, не всегда контролируя себя, в том числе импульсивно, употребляет большое количество пищи, в том числе не всегда вкусной и съедобной. После этого, с целью предотвратить набор лишнего веса, самостоятельно вызывает у себя рвоту. При этом, у каждого – свои способы и методы, которые порой оказываются даже жестокими. Если же по каким либо обстоятельствам вызвать рвоту не получилось (например, на званном ужине в дворце на приёме у королевы), то в ближайшее получившееся время они принимают большое количество слабительного и ставят себе клизмы. Причины – те же. Особенностью данного заболевания – большая вариабельность степени худобы пациентов: от яростной кахексии до достаточной пышности. Всё зависит от глубины заболевания и его стажа.

Анорексия – психическое расстройство, проявляющееся тем, что человек (а, как мы выяснили, чаще всего это девушка) начинает постепенно придерживаться какой либо диеты. Постепенно диеты становятся всё более жёсткими. В итоге, они почти совсем прекращают есть, употребляя в течение дня только воду, иногда сок и кааапельку чего-нибудь почти не съедобного и без калорий (салат, яблочко, ложка обезжиренного йогурта и т.п.). Сразу в голове ассоциация с золушкой – «половинку пшеничного зёрнышка в день». Но представив это, улыбка сразу исчезает. Таких больных видно сразу. Они достаточно быстро теряю вес и быстро начинают выглядеть «болезненно». Но к этому позже.

Попробую найти что-нибудь общее. Ведь не даром даже в МКБ 10 (международная классификация болезней 10-го пересмотра) эти болезни стоят рядом.

Во – первых, и то и другое – расстройство пищевого поведения. То есть основным внешним проявлением начала и причины возникновения болезни является некая форма обращения с едой. Это либо её «не едение» (анорексия), либо её «много едение» с последующим вызыванием рвоты или диареи (булимия). Это именно физическое действие. Его можно видеть. «Это» можно делать или не делать. К примеру, бутерброд или булочку можно съесть, можно не съесть. А можно съесть и вызвать рвоту. Крайние степени и рождают болезнь.

Во вторых, и в том и в другом случае и сама еда и способ обращения с ней становится чем то особенным, отличающимся от привычного. Еда становится «личностью». Её хотят «соблазнить». Её ненавидят. Её хотят навсегда забрать себе. От неё хотят скорее избавиться, «изгнать из себя». Я видел, как люди начинают разговаривать с едой, просят Её не вредить, «пройти насквозь». Вот думаю – если мой борщ – личность, как же я буду его есть и получать от этого удовольствие… Пища, еда – это прямой источник поступления питательных веществ, микроэлементов и т.д. Но они могут не только пополнить нас энергией, но и пересытить. И не редко так бывает, что излишнее количество еды оседает в теле, становится депо энергии, а проще – жировыми отложениями. Из воздуха жир не получится. Водой невозможно ни наестся, ни «отрастить большие бока». Поэтому именно еда становится причиной бед и тем злодеем, с которым так старательно борются тысячи людей. С одной стороны это и понятно – переел и потолстел. Но с другой стороны, это отличный способ и объект для перекладывания ответственности. «Это она виновата, эта вредная еда».

Ну и в третьих. То, для чего всё это делается. Для чего? Конечно же для внешности! Из средств массовой информации, из рассказов подруг/друзей, из представлений, заложенных с детства, формируется представление о том, как человек должен выглядеть внешне. Какой должны быть окружности разные части тела, какого размера. Есть представления о весе и так далее. У людей, страдающих анарексией/булимией эти цифры явно и значительно ниже среднего. Они буквально влюбляются в костистое тело, вожделеют потерять ещё и ещё вес. Здесь как раз и находится так называемая «болевая точка»: достигнув росто – возрастной нормы, остановиться уже не получается. И вес продолжает падать. Самостоятельно остановиться невозможно. Либо проблемой плотно займутся специалисты (психолог, психотерапевт, психиатр), либо по жизненным показаниям людей доставляют в реанимацию и этим занимаются врачи. В любом случае, этот процесс идёт в одну сторону и без помощи (с большооой долей вероятности) самостоятельно не остановится.

Чем же всё это опасно? Весь мир сидит на диете. Весь мир пытается как то изменить свою внешность. Вроде всё ОК. Но проблема всё же большая. При длительном ограничении себя в еде начинает формироваться недостаток в питательных веществах, в витаминах, в микроэлементах. Вспомните, как выглядят эти больные внешне? Кожа дряблая, бледная. Из-за недостатка кровообращения и сильного снижения толщины жировой прослойки на коже появляется много мелких волос (формируется подшёрсток). Глаза у таких людей уставшие. Вокруг глаз – вечные синяки. Волосы на голове ломкие и тонкие «как солома», начинают выпадать. Так же, портятся ногти. Внешне – прямо противоположно тому, к чему стремились изначально.

Кроме этого, при дальнейшем прогрессировании болезни, начинаются перебои в работе всего тела. Нарушение работы сердца, прекращаются менструации у женщин, происходит опущение почек. Перестаёт нормально работать вся эндокринная система. Не редко бывают «белковые отёки», возникающие из-за нарушение обмена веществ в крови. А дальше… А дальше смерть. В том числе и из-за суицида. Смертность, как я писал выше, весьма велика.

Что же делать? Сами больные за помощью либо не обращаются вообще, либо на далеко зашедших тяжёлых стадиях. Чаще всего о помощи просят их родственники. Работа, как правило, очень длительная и полна подводных камней. Не редко бывают срывы. По характеру её нередко сравнивают с работой с зависимостями.

Всё начинается с симптоматического лечения. А именно, с нормализации режима сна и бодрствования, с нормализации режима питания. Обязательным является наблюдение за количеством съеденной еды и текущей массой тела. После, начинается индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа. И конечно же – работа в рамках семейной системы.

Когда можно считать, что больной выздоровел? Различные источники представляют разные данные. Относительно стабильной считается ремиссия от года и более. Но и через 5 лет наблюдения и лечения статус остаётся.

Что считать ремиссией? В случае с булимией, это от года и более отсутствие периодов импульсивного переедания с последующим вызыванием рвоты чтобы избежать набора веса. В случае с анорексией – набор как минимум нижней границы росто – возрастной нормы веса и отсутствие нарушений в здоровье вследствие недополучения тех или иных веществ. От года и более = ремиссия. Если через 11 месяцев произошёл «срыв» - отсчёт начинается сначала. Немного жестковатые рамки. Но оно того стоит.

Повторюсь в одной из своих мыслей. Если процесс течения болезни перешёл «болевую точку» или точку невозвращения (как вариант), то самостоятельное прекращение его невозможно. Люди с большой охотой будут говорить, что всё не так, что они здоровы и т.д. А пока принятия болезни нет, нет возможности что – то с ней сделать. И поэтому, единственная (Единственная !!!) возможность, это обратится за помощью к специалистам. Психолог это будет, психотерапевт или психиатр зависит от стадии болезни. Не исключена необходимость помощи реанимации!

На дворе второй час ночи и статью пора сворачивать. Надеюсь был полезен вам. Это первая часть. Продолжу во второй. Не исключено, что либо вы сами, либо ваши соседи нуждаются в помощи. Значит – пора.

На сим пожалуй откланяюсь. До встречи на терапии.

С уважением – Пашков Николай.

Write a comment

Comments: 0