Джон

Джон / John (Джеймс Робертсон, Джойс Робертсон) 1969 

Фильм показывает влияние кратковременной разлуки с родителями на маленького ребенка. Он стал одним из целой серии фильмов, в которых подробно показывалось воздействие на маленьких детей разлуки с родителями.


Документальный фильм “Джон” Джеймса и Джойс Робертсонов (1969) – о мальчике, которого в 17 месяцев на 9 дней отдали в дом ребенка, пока его мама рожала второго ребенка, а отец работал. Фильм показывает, как меняется поведение и эмоции ребенка в течение этого времени.


Фильм “Джон” снимался в рамках исследования влияния разлуки с родителями на маленьких детей. Именно в этот период (1958 – 1982 год) Джон Боулби и Мэри Эйнсворт разрабатывали свою теорию привязанности.


Дети до 2-3 лет (до кризиса 3-летнего возраста) тяжело переносят разлуку с родителями, особенно с матерью, даже если в это время за ними ухаживают другие члены семьи. Взрослые обычно не замечают страданий ребенка, потому что они не всегда явно проявляются, и считается, что этот период ребенок помнить не будет. На самом деле оставление родителями даже на время в раннем возрасте накладывает серьезный отпечаток на личность ребенка. Создатели фильма поддерживали связь с семьей еще долгое время. Спустя много месяцев после этой разлуки Джон сильно переживал, когда мать отсутствовала рядом некоторое время.


Во взрослом возрасте люди, пережившие оставление, отличаются повышенной тревожностью, в близких отношениях часто жертвуют своими интересами из-за страха потерять объект привязанности. Отсутствие эгоизма и готовность жертвовать своими интересами ради других являются социально одобряемыми качествами, поэтому не часто признаются следствием ранних детских травм. Однако такое поведение в близких отношениях способствует тому, что человек долго остается в тягостных для него отношениях, будучи не в силах еще раз пережить расставание с важным для человеком.

Фильм “Джон: 9 дней в доме ребенка” поможет тем, кто пережил травму оставления в детстве, представить свои ранние переживания по этому поводу и лучше понять себя в настоящем.


Скачать фильм бесплатно можно здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2972359



Год выпуска: 1969
Страна: Великобритания
Жанр: документальный фильм
Продолжительность: 42 мин
Перевод: Профессиональный (полное дублирование)
Русские субтитры: нет
Режиссер: Джеймс Робертсон, Джойс Робертсон
В ролях: Джон
Описание: Фильм рассказывает о значении привязанности, влиянии разлуки на психофизиологическое развитие ребенка. Исследования, сделанные на основе этого фильма подтвердили взаимосвязь присутствия близкого человека на последующую жизнь детей.
Качество: DVD5
Формат: DVD Video
Видео: NTSC 4:3 (720x480) VBR
Аудио: Auto Pan&Scan, Auto Letterboxed


Джеймс Робертсон, проводивший съемку, был социальным работником, он также входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями. Его супруга Джойс, которую мы видим в нескольких кадрах фильма, также была социальным работником, специалистом по дошкольной работе.


Дом ребенка, о котором идет речь в фильме, был организован при некоммерческом фонде и специализировался на уходе за детьми из неблагополучных семей. Данный дом ребенка также являлся базой для прохождения практики будущих воспитателей домов ребенка. Поэтому студентки часто сменяли друг друга.


До помещения Джона в дом ребенка Робертсоны ознакомили его родителей со своими планами для того и получили разрешение на съемки. Они также рассказали родителям о том болезненном опыте, который может появиться у ребенка.


Годом ранее семья Джона переехала, и родственников, которые могли бы присмотреть за ребенком, не было. Родителям было нелегко принимать такое решение - они, конечно, понимали, что Джон будет очень переживать в доме ребенка, но им все же казалось, что это наилучший выход. Родители заблаговременно посетили дом ребенка вместе с Джоном. В возрасте 1 год и 5 месяцев ребенок, конечно же, не понимал цели этого визита. Родители Джона сами не имели ясного представления о том, в какие условия малыш попадет в доме ребенка, и как это отразится на нем.


Создатели фильма пытались снимать ситуацию как таковую и Джона таким, какой он был. Конечно же, присутствие оператора и наблюдателя оказывало некоторое влияние на поведение взрослых.


Джон привык, что родители оберегают его. Его реакция на разлуку, в общем, была типична. Ни один "домашний" ребенок его возраста не справился бы в подобных обстоятельствах. 
Наблюдая за тем, что происходило с Джоном в течение 9 дней пребывания в доме ребенка, мы видим стадии разрушения привязанности, описанные Джоном Боулби.

Когда ребенок, у которого была сформирована привязанность, неожиданно расстается с близким человеком и остается с незнакомыми людьми, то он обычно проходит через три стадии. Прохождение этих стадий - постепенный процесс адаптации к потере близкого человека.


Начальная стадия: протест - ребенок плачет, зовет родителей и пресекает попытки отвлечь его;


Вторая стадия: уход в себя - ребенок кажется скучающими, безразличными и апатичными, ищет одиночества, бездумно смотрит в пространство, плохо ест и мало играет;


Конечная стадия: отчужденность - похоже, что ребенок "воспрял духом" и стал активным, однако его игра порой кажется бессмысленной.


Продолжая оставаться в учреждении, зачастую, ребенок мало озабочен переживаниями окружающих и может сам стать поверхностным и эгоцентричным.

Поначалу не вызывал особого беспокойства у воспитателей. Позднее его переживания стали столь очевидными, что его уже невозможно было оставлять без внимания. Воспитатели брали его на руки, старались утешить, но они работали посменно и должны были уделять внимание и другим детям. Дежурная медсестра пыталась найти физическую причину такого поведения и регулярно измеряла ему температуру. Взрослые, очевидно, не понимали, что причиной того, что маленький ребенок плачет, отказывается от еды и плохо спит, вероятнее всего, служит его эмоциональное, а не физическое расстройство.


Возраст четверых из пяти детей, показанных в фильме - от года и трех месяцев до двух лет. Они находились в доме ребенка с первых недель после рождения и были напористы и требовательны. Лишь один ребенок в группе имел опыт воспитания в фостеровской семье.

Находясь в группе, дети заботились о себе сами. У них не было привязанности к отдельным воспитателям. Казалось, они не получают удовольствия от взаимоотношений, не расстраиваются, когда воспитательница выходит из комнаты, и не улыбаются в ответ на ее возвращение.


Робертсоны поддерживали связь с семьей Джона после его возвращения домой. Авторам фильма казалось, что родители Джона делали все возможное, чтобы удовлетворить его требования. Но в течение долгого времени вся семья жила в большом напряжении. Опыт разлуки оказался для Джона очень травматичным. Это был не тот опыт, который "формирует характер". Наоборот, Джон стал очень бояться возможной разлуки. Много месяцев спустя он все еще продолжал проявлять сильнейшее беспокойство в случае, если он не знал, где его мама.


Робертсоны показали "Джона" сначала в Великобритании, а затем за рубежом. Фильм глубоко поразил и затронул большинство зрителей, включая министра здравоохранения Великобритании. Благодаря фильму многие люди получили возможность понять, как страдают дети, разлученные со своими родителями. Этот фильм также вызвал серьезные дискуссии о том, какие формы заботы о детях являются приемлемыми. Это, в свою очередь, повлекло за собой фундаментальные изменения в системе ухода за детьми. В результате фостеровская (замещающая) семья стала официально признанной формой воспитания.

Детей стали помещать в фостеровские семьи в случаях, когда нахождение ребенка в своей семье невозможно. Дома ребенка в Великобритании были закрыты.


Копии фильма были приобретены университетами и колледжами большинства стран мира (за исключением стран Восточной Европы и Советского Союза).


Показывая фильм в разных странах, Робертсоны привыкли к наиболее распространенному комментарию: "Такое может произойти в Великобритании, но не у нас". Оказалось, что во всех странах, где демонстрировался фильм, существовали дома ребенка, в той или иной степени препятствовавшие развитию детей.


В США фильм прошел с успехом, однако, аудитория постоянно отрицала наличие домов ребенка в стране. Но, как выяснилось, в каждом штате был приют, где условия пребывания детей были ничем не лучше, чем в доме ребенка, в котором побывал Джон. Эти приюты создавались для краткосрочного размещения детей на период, пока им подыскивают замещающую семью, однако, во многих случаях дети задерживались там на несколько лет. 


На конференции Международной Ассоциации научно-документального кино в Лейпциге жюри пришло к мнению, что "фильм "Джон" технически снят на высоком уровне, однако, не соответствует социалистической действительности".


Фильм "Джон" получил Серебряную Медаль на Венецианском кинофестивале; Серебряную Медаль Медицинской Ассоциации Великобритании. Фильм также получил Специальный Приз за Фильм Величайшего Значения от Британского Фонда страхования жизни - это высочайшая награда Великобритании для учебных фильмов в медицине и здравоохранении.


Перевод фильма осуществлен в рамках проекта "Детям нужна семья", который был реализован НОУПК "Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства" в сотрудничестве с Британской Благотворительной организацией EveryChild и HealthProm.