Молчать! Молчать? Молчать

Почему Робинзон Крузо так настойчиво обучал Пятницу своему языку? Возможно, потому, что только общение с другим человеком дает нам ощущение самого себя. Почему так часто мы чувствуем себя настоящими Робинзонами внутреннего мира, не можем найти все понимающего Пятницу и в ответ на агрессию закрываемся в панцире молчания? Действительно ли золотом является такое защитное молчание? Жены, мужья, дети, друзья и бизнес-партнеры перестают общаться по разным причинам. Что за этим стоит?

ДЕТИ

 

Вначале дети не молчат. Младенцы криком привлекают к себе внимание. Пятилетние почемучки задают вопросы чуть ли не каждую минуту. Десятилетние учатся выражать себя в коллективе. Пятнадцатилетних начинают волновать вопросы более глобальные: «Кто я? С кем я? На что я способен?» Эти вопросы они, как правило, тоже озвучивают.

 

Замолкают же подростки только тогда, когда взрослые активно навязывают «правильные» ответы. С кем необходимо дружить, к чему важно стремиться, на что тратить время, как выражать свою любовь, особенно любовь к родителям, – каждый подросток слышит эти папины-мамины «рецепты жизни» множество раз в день.

 

Единственный способ психологически уцелеть – спрятаться за стену молчания. Первый «покров молчания» – это способ самозащиты от навязываемых мнений, решений, оценок. Значит, это способ защиты собственной идентичности.

 

МУЖЬЯ

 

Привычная картинка – она говорит, шумит, обижается, плачет, снова говорит. Он мямлит привычное «угу» и продолжает делать то, что делал до этого. Иногда он пытается посоветоваться, получить поддержку и одобрение. Все же семья – это та же команда, важно, чтобы все было слажено и согласовано.

Но, к сожалению, вместо согласованности действий чаще начинается игра с условным названием «Кто последний сказал – за тем и правда». Женщина включает все свое актерское мастерство и дар красноречия, чтобы забить какие-то ей одной понятные гвоздики в сознании мужа. И если поначалу мужчина пытается реагировать на эти «гвоздики», то со временем его энтузиазм испаряется.

 

Он предпочитает делать молча то, что считает необходимым. Второй «покров молчания» – это попытка достигнуть цели, не поддаваясь на провокации окружающих. В этом случае молчание – способ поддержания вектора личной активности.

 

ЖЕНЫ

 

Молчаливая жена – это скорее персонаж анекдота, а не каждодневной реальности. И все-таки женщины порой тоже умеют хранить молчание. Почему о проступках детей чаще всего знают мамы и не всегда догадываются папы? Почему женщина чаще расскажет подруге о каких-то своих волнениях-тревогах-радостях, а не собственному мужу? Женщина очень часто говорит не потому, что ей необходимо передать какую-то важную информацию. Ей просто необходимо поделиться состоянием, выразить свои эмоции, рассказать о настроении. На этом фоне «эмоциональной возни» взрослеют дети.

 

Чтобы знать, что происходит с ними, надо быть частью этого эмоционального пространства. Если же выбрать иную позицию – позицию эмоциональной отстраненности, – велика вероятность потери контакта с теми, от кого отстранился.

 

Третий «покров молчания» – сохранение пространства эмоционального комфорта. В этом случае молчание становится водоразделом между «своими» и «чужими».

 

ДРУЗЬЯ

 

Стереотипное представление о мужской дружбе предполагает молчание, а о женской – щебетание. Но если мужчина промолчал о чем-то таком, что нельзя было скрывать от друга? Если женщина растрезвонила секреты «по дружбе», по той же дружбе передала все сплетни, потом так же «по-дружески» таких гадостей наговорила – не на одну бессонную ночь хватит? Уже действительно – лучше бы молчала.

 

Но дружба ли это была? В дружбе важно уметь молчать, когда необходимо услышать.

Научиться говорить, когда отмалчиваться сродни предательству.

 

Дружба – это прежде всего открытый диалог тех, кто доверяет друг другу. И молчание – всего лишь паузы в таком диалоге.

 

БИЗНЕС-ПАРТНЕРЫ

 

Если хочешь заинтриговать партнера недосказанной информацией – молчи. Если хочешь спровоцировать на необдуманные поступки, надавить на больные места, добавить значимости чему-то малозначимому – тоже молчи. Наконец, если просто не хочешь демонстрировать собственную позицию или нужно «сохранить лицо» в не очень приятной ситуации – снова молчи.

 

Молчание в бизнесе теряет первоначальное значение паузы в диалоге. Вместо инструмента коммуникации оно становится инструментом манипуляции, часто имеет фальшивую позолоту. Молчание ради интриги, для таинственности и нагнетания обстановки, для подчеркивания собственной значимости. Помните крылатую фразу из советского фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Умное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь».

 

Молчание в бизнесе становится золотым только как информационный сигнал о том, что говорить не о чем. Главное правило здесь – по существу говорить, по существу молчать. Все остальное – молчаливое «надувание щек» для придания себе большей важности.

 

ЛЮБИМЫЕ

 

«Он страдал молча» – такая формулировка привычна нашему уху. А попробуйте молча наслаждаться любовью! Почти уверена – не получится. Мы можем спрятать под семью замками собственную боль. Но очень тяжело упаковать туда же счастье и любовь. Светящиеся глаза выдадут. Улыбка в уголках губ превратится в смех.

 

Молчаливая любовь – скорее красивая метафора, а не реальность. Тот, кто уверен, что его удел – любить молча и незаметно, возможно больше любит собственные переживания, чем другого человека. Почему-то вспомнился образ Пьеро из сказки о Буратино.

 

Молчаливая любовь – это «билет» в пространство персонального страдания. Даже если человек приобретает этот билет неосознанно, страдания ему обеспечены стопроцентные.

 

ИГРА В МОРОЗ

 

Самое разрушительное молчание – это молчание в ответ на поставленный прямой вопрос, отмалчивание в сложной ситуации, когда необходимо принять на себя ответственность. И не важно, в какой сфере социальной жизни человек включает эту самую «игру в мороз» – результат всегда скорее «в минусе», чем «в плюсе».

 

«Игра в мороз» – одна из самых проигрышных игр. Равно как проигрышно использование молчания ради призрачных целей социального успеха.

 

Язык поступков, выражающий отношение к другому, «звучит» даже тогда, когда человек пытается «замолчать» информацию о себе.

 

Люди больше уважают честное «нет», чем трусливо-молчаливое «может быть, когда-нибудь» с его ложными надеждами и разрушенными впоследствии иллюзиями.

 

«РАСКОЛДОВЫВАЕМ» МОЛЧУНА

 

Эту историю рассказала мне Александра пятидесяти двух лет, когда она совсем запуталась в отношениях с любимым человеком. «Мой папа ушел из семьи, когда мне было десять лет. Удивительно то, что я ничего не помню о своем отце. Он трагически погиб, когда мне было двадцать. Помню странное состояние на его похоронах. Я понимала, что это – родной для меня человек. Понимала, что в таких случаях люди что-то чувствуют – горечь утраты, чувство то ли прощания, то ли прощения, обыкновенное огорчение в конце концов… А я не чувствовала ничего.

 

И позже, когда на разных тренингах предлагалось пережить заново какие-либо ситуации детства – я не могла смоделировать и эмоционально оживить ситуации взаимодействия с отцом.

 

Любые попытки вспомнить проваливались в пустоту.

 

Подсказка, как можно расколдовать такой “провал в памяти”, пришла в достаточно зрелом возрасте.

 

Случилось так, что любимый мужчина находился далеко, в другой стране. Современные средства коммуникации позволяли переживать разлуку не столь болезненно – “Скайп”, эсэмэски, электронные письма – все это давало ощущение постоянного присутствия. У каждого в жизни бывают “черные полосы”, такой период сплошных проблем начался и у него.

 

Он стал выходить на связь реже и реже. А у меня голова отключалась окончательно, если молчание затягивалось дольше недели. И мне начал сниться отец. Я видела в снах его в доме моего детства – небольшой частный дом на два входа, на две семьи. В одной половине дома живем мы с мамой и братьями.

 

В другой – мой отец с его новой семьей, женой и маленьким сыном. И я снова вижу во сне, как я играю во дворе моего дома детства. Мой отец проходит мимо меня, как будто я – пустое место. Потому что все те семь лет, которые мы жили вместе – со мной не разговаривали ни отец, ни его новая жена. Как мне научиться воспринимать молчание близкого мне человека не так болезненно?»

 

Мне не хочется комментировать эту историю. Прежде чем выбрать стратегию молчания в отношениях с близкими людьми – спросите самих себя: если человек, с которым вы решили поиграть в молчанку, исчезнет из вашей жизни совсем – что тогда? Если подобная перспектива его исчезновения вас пугает – не молчите. Лучше расскажите об обидах. Или о той боли, которую чувствуете. Еще лучше – дайте понять, что готовы выслушать.

 

Как проявить собственное небезразличие к тому, кто молчит? Например, при установлении контакта с детьми-аутистами взрослый поначалу просто находится рядом и всеми ему доступными способами проявляет интерес к тому, что происходит с ребенком, что он делает и чем занимается. Часто этот способ хорош и для установления контакта с «молчуном». Демонстрация заинтересованного внимания с одновременным уважением к праву помолчать: я вижу тебя, ты не безразличен мне, я понимаю твое желание помолчать и я терпеливо жду, когда ситуация изменится.

 

Кстати, женщина, историю которой я рассказала, так и стала делать. Она периодически дает знать своему другу, что она помнит о нем, понимает его ситуацию и терпеливо ждет его возвращения. Судя по всему, теперь уже он начинает ждать таких подтверждений ее преданности. Но молчание ли это между ними в таком случае? Только общение с другим человеком дает нам ощущение самого себя.

 

Любой «панцирь молчания» потеряет свою прочность в тепле внимания, в нежности

прикосновения.

 

Источник: http://www.psyh.ru/rubric/2/articles/1950/?utm_source=facebook&utm_medium=statja&utm_term=molchanie&utm_content=molchat%27%20molchat%27%20molchat%27&utm_campaign=11_2013

Авторы:Елена Мерзлякова № 11 (79) Ноябрь 2013

© Наша Психология

 

Поделитесь с друзьями:

Другие статьи центра эффективного развития человека "Новый старт"

Ваше тело расскажет о Ваших проблемах с деньгами
>> Read More

Хотите внуков — уйдите с пути сына!
>> Read More

10 пpизнaкoв moгo, чmo пpишлo вpeмя omпусmиmь чeлoвeкa
>> Read More

Как формируются психологические установки?
>> Read More

ОБИДНАЯ ПРИЧИНА МНОГИХ РАЗВОДОВ
>> Read More

Write a comment

Comments: 0