Обремененные с рождения/ Чувство вины: вопрос культуры/ «Анализ помогает найти настоящие причины»

Хорошему человеку свойственно отвечать за свои поступки. Хотя порой наше чувство ответственности «зашкаливает», становясь тяжелым грузом. Нам стоит научиться отличать продуктивное чувство вины, которое побуждает нас исправлять свои ошибки и меняться к лучшему, от того, что бесполезной ношей отягощает нашу жить.

Алиса корит себя за то, что до сих пор не раскрыла учебник, хотя экзамен уже послезавтра. Вадим не может себе простить, что отдыхал за границей, когда его отец скончался дома от инфаркта. Вероника подавлена тем, что ради детей ей не удалось предотвратить тяжелый развод… Психологическая наука относит чувство вины – наравне со стыдом или гордостью – к категории так называемых «социальных» эмоций, сформировавшихся по ходу развития человеческого общества. Так, благодаря чувству вины (а вернее, желая его избежать) мы сдерживаем проявления своей агрессии и других бессознательных деструктивных порывов, исправляем свои ошибки, прислушиваемся к переживаниям и боли другого человека. В этом смысле именно наличие чувства вины отличает нас от животных. Именно оно предупреждает нас о том, что мы в чем-то нарушили законы человеческого общежития.

 

Потомки Каина

Но бывает и так, что это ощущение тревожной тяжести наваливается на нас без всяких видимых оснований. Для теологов такое проявление чувства вины восходит к самим основам человеческого бытия. С точки зрения иудеохристианской морали все мы – плоды греха и, значит, через много поколений связаны с Адамом и Евой, нарушившими запрет (а раз так, почему бы и не с Каином?). За их грехи и клятвопреступления на заре истории человечества мы, похоже, осуждены изначально. Отсюда и чувство вины, связанное уже с тем фактом, что мы появились на свет, что мы – люди, ничтожные перед Господом... Но есть и более «свежие» по времени поводы чувствовать себя виноватыми: разве наши матери не страдали, производя нас на свет? Разве мы не в вечном долгу перед нашими родителями, которые дали нам жизнь?

И все же: если чувство вины так тесно связано с тем, что мы – люди, почему некоторые из нас страдают от него сильнее других? По мнению социологов, это вопрос случая и условий, в которых живет человек.

 

Доказательства невиновности

Мы слишком часто отвечаем за мнимые проступки, напоминает французский психолог Ив-Александр Тальман (Yves-Alexandre Thalmann). И предлагает примеры напрасных самообвинений, а также упражнение, чтобы их развеять.

 

Примеры
Вы не виноваты:

  • в несчастьях, приключившихся с вашими близкими;
  • в их болезнях;
  • в том, что родители любили вас больше других своих детей;
  • в том, что вами пренебрегали или с вами грубо обращались в детстве;
  • в том, что природа одарила вас талантом;
  • в том, что вы не очень здоровы;
  • в том, что ваш ребенок родился раньше срока;
  • в том, что вы не смогли кормить его грудным молоком;
  • в том, какого пола ваш ребенок;
  • в проблемах, с которыми ваши дети сталкиваются в школе.

 

Упражнение
Вы не виноваты:
(составьте свой список.)

В конце концов, в чем же вы виноваты действительно?

 

Ловушка... для ребенка

Впрочем, психологи уверены: мера этого чувства является личной особенностью каждого, ведь очень болезненно переживают его именно те, чьим родителям удалось воспитать свое чадо, внушив ему комплекс вины. «Обычно это чувство появляется в тот момент, когда дети пытаются чего-то добиться самостоятельно, но вместо поддержки получают от матери или отца негативную оценку своих действий, – поясняет психотерапевт Александр Орлов. – Высказанные обвинения и претензии трансформируются в самообвинения – дети адресуют их сами себе. Они обрушиваются целым шквалом, а результатом этой «бомбардировки» становятся мысли о собственной неудачливости, несостоятельности».

 

Чем опасно беспочвенное чувство вины? Оно разрушает личность, сказывается на качестве жизни, как пресловутая ложка дегтя в бочке меда: из-за него окружающий мир воспринимается с привкусом горечи. «Это чувство может загнать в ловушку депрессии и даже подтолкнуть к суицидальным мыслям, – предупреждает Александр Орлов. – Это опасный житель внутреннего мира, на него нельзя не обращать внимания». Заложенная в глубины бессознательного, со временем вина способна заполонить все существование человека, не понимающего, почему он ощущает собственную жизнь как невыносимую тяжесть.

 

Многие специалисты исследуют «детские» корни чувства вины. Почему, например, дети, оказавшиеся невольными свидетелями драмы своих близких (семейной ссоры, развода родителей, депрессии, болезни или смерти родственника), ощущают себя виноватыми, как будто это произошло по их вине или было вызвано их «злосчастным» появлением на свет? «Дети еще не способны оценить ситуацию со стороны, не могут ее изменить, а чувство вины дает им ощущение причастности к происходящему с близкими, – объясняет психотерапевт Альбина Локтионова. – Кроме того, испытывая к родителям безусловную любовь, ребенок не может решить: «Виноваты они» – и бессознательно берет вину на себя».

 

«Те из нас, кто до конца не расстался с иллюзией младенческой власти над миром, могут прийти к заключению: чувствовать себя виноватым проще, нежели беспомощным», – добавляет французский психоаналитик Мусса Набати (Moussa Nabati). Значит ли это, что за чувством вины скрывается наше желание контролировать других людей, окружающий мир и происходящие в нем события? Безусловно, уверен Мусса Набати: «Чтобы унять уходящее корнями в детство чувство вины, мы будем, с одной стороны, чересчур строго относиться к себе, бессознательно лишая себя счастья, а с другой – стараться искупить свою вину, жертвуя собой в пользу других или стараясь исправить свои мнимые ошибки».

 

Освободиться от ноши

Итак, у нас есть основания сказать себе: ощущение, что все неприятности вокруг происходят по нашей вине, идет из глубин бессознательного и не имеет ничего общего с реальностью. Все мы порой попадаем в сложные ситуации, но вопрос в том, прилагаем ли мы усилия, чтобы скорее выйти из них, или даем обстоятельствам раздавить себя, пустившись в самообвинения. У нас есть способ избавиться от пустых переживаний – разобраться в себе, ответив на главный вопрос: чувство, которое я испытываю, помогает мне меняться к лучшему или висит на шее мертвым грузом? И двигаться вперед станет легче!

 

В зоне интимности

Почему в одной культуре вторжение в чужую жизнь порождает чувство вины, а в другой воспринимается как нечто естественное? Это происходит потому, что в разных культурах существуют свои, присущие только им запретные темы, считал выдающийся американский социальный психолог Курт Левин (Kurt Lewin). «В начале 30-х годов ХХ века он приехал из Германии в США и обнаружил, что американцы в каких-то вопросах более открыты, чем немцы, – рассказывает психолог Татьяна Ребеко. – Для объяснения этого феномена он ввел понятие «барьер идентичности»: все чувства, взгляды, идеи, которые находятся за его пределами, мы можем обнародовать и обсуждать, а те, что находятся внутри (он назвал это «зоной интимности»), мы можем разделять только в крайнем случае и только с близкими людьми». Если посторонний затрагивает тему, которая относится к нашей «зоне интимности», это может быть очень болезненным, воспринимается как вторжение и порождает чувство стыда. А у нашего собеседника такое вторжение вызовет чувство вины. Например, для американцев «зоной интимности» является секс, а все остальные темы открыты для обсуждения. А у немцев «зона интимности» гораздо шире – она включает в себя даже политические убеждения. Если обратиться к русской культуре, можно сказать, что мы быстро и легко раскрываем себя – и даже тайные, интимные области могут быть открыты для постороннего взгляда, если мы чувствуем доверие к человеку, здесь можно вспомнить кухонные посиделки, задушевные разговоры с друзьями..

 

Автор: Елена Шевченко
http://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/_article/29352/2/

Чувство вины: вопрос культуры

Повсюду чувство вины рождается из страха наказания. Однако наказание зависит от особенностей общества, в котором живет человек. Объясняют психолог Галина Солдатова и французский психотерапевт Тоби Натан.

Галина Солдатова – профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, автор книг «Психология меж-этнической напряженности» (Смысл, 1998) и «Тренинги повышения межкультурной компетентности» (МГУ, 2006).

Тоби Натан (Tobie Nathan) – профессор клинической психологии университета Paris-VIII, автор исследовательских работ по этнопсихиатрии.

 

Psychologies: Одинаково ли люди переживают чувство вины в разных обществах, цивилизациях, этносах?

 

Тоби Натан: Нет, по-разному. Во многом это зависит от того, какие в данном обществе определены нормы поведения и наказания тем, кто их нарушает. Важно и то, как обеспечивается соблюдение законов, как работают суд и система исполнения наказаний. Страх вызывает чувство вины, и этот принцип работает в любом обществе.

 

Галина Солдатова: Культурные особенности в переживании вины зависят и от традиции и стиля воспитания в семье. Там, где детей рано приучают к независимости, самостоятельности, более интенсивно развивается способность переживать вину. Но, конечно, это чувство сильнее испытывают те, кто воспитывается в культуре, ориентированной на интересы группы, а не личности. В таком обществе сильнее выражен социальный контроль, гораздо больше «полицейских»: семья (род), община (клан, тейп), государство, религиозные институты. И даже если мы избегаем официальных «санкций», чувство вины (как психологическое — внутреннее — наказание) останется с нами. Хотя ощущаем мы его, думаю, одинаково, ведь это универсальная, базовая эмоция, такая же, как удовольствие и радость, интерес и печаль, страх и любовь.

 

Зависит ли сила этого чувства от типа культуры?

 

Т. Н.: Конечно. Приведу пример: однажды один из моих студентов вел машину в Камеруне и сбил ребенка, который, по его словам, буквально бросился под колеса. Потрясенный случившимся, он отправился в комиссариат. Туда же пришли взволнованные родители. Обсудив ситуацию, все, включая полицейских, пришли к выводу, что мой студент… абсолютно невиновен. Они решили, что ребенок стал жертвой колдовства. С их точки зрения, настоящим виновником происшествия был колдун, который навел порчу на мальчика. Что в результате? В обществе, где вековые традиции до сих пор действуют и на юридическом уровне, моего студента даже не допросили, в то время как во многих других странах его посчитали бы виновным. Следовательно, и чувство вины, которое испытывал молодой человек, было гораздо слабее, чем то, что он ощутил бы, случись это в европейской стране.

 

Г. С.: Но важно не путать чувство вины со стыдом. Обе эти эмоции связаны с понятием совести и чувством ответственности, но по-разному представлены в сознании. Стыд экстравертен (направлен вовне) и связан с социальной ответственностью. Это реакция на внешнее окружение, когда наш проступок, совершенный вопреки принятым стандартам и потому скрываемый нами, оказывается на всеобщем обозрении. Что касается вины, она интровертна, относится к внутреннему миру человека, это наше личное переживание, порожденное чувством личной ответственности.

В первой половине ХХ века крупнейший американский антрополог Рут Бенедикт (Ruth Benedict) противопоставила западную культуру переживания чувства вины японской культуре стыда. Японцу предельно важно, как отнесутся к его поступку окружающие. «Знающий стыд» — так в Японии говорят о человеке чести. А в некоторых примитивных обществах, например австралийских аборигенов, для обозначения стыда даже нет отдельного слова, а есть обобщающее понятие, которое одновременно означает ужас, опасение, робость, страх и стыд.

 

Получается, что определяющим является культурный уровень общества, в котором человек живет?

 

Т. Н.: Да, поскольку чувство вины в первую очередь связано с действием третьего лица — блюстителя порядка. На юге Того, как и во многих других областях Африки с традиционным укладом жизни, в случае смерти мужа жена автоматически считается виновной. Ее подозревают в том, что она его «забрала», например тайно подсыпала ему наркотик или яд. Чтобы жить дальше, вдова должна «отмыться» от своей вины с помощью длительных и жестоких обрядов. Я знал одну вдову, живущую в Париже, которая родилась на юге Того. Эта женщина, абсолютно не виновная в смерти мужа, мучилась угрызениями совести. И все потому, что не прошла обряд «посвящения во вдовы» и не была «отмыта» своими сородичами.

 

«ЧУВСТВО ВИНЫ СВЯЗАНО ПРЕЖДЕ ВСЕГО С ЕЕ ОСОЗНАНИЕМ – ЭТОТ «ПОЛИЦЕЙСКИЙ» СИДИТ ВНУТРИ У КАЖДОГО ИЗ НАС».

 

Г. С.: Точнее сказать, не уровень, а особенности культуры влияют и на формирование личной ответственности. Чувство вины связано прежде всего с ее осознанием — это такой «полицейский», который сидит внутри нас. Осуждая наш поступок, он заставляет нас отнестись к нему со всей строгостью, благодаря чему мы можем сделать выводы и стать лучше. Независимо от того, к какой культуре мы принадлежим.

 

Антон Попов
http://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/_article/37578/

«Анализ помогает найти настоящие причины»

 

Среди различных видов психотерапии особое внимание чувству вины уделяет психоанализ. Как он его трактует? Как предлагает нам обрести внутреннюю свободу? Объяснения психоаналитика.

 

Интервью с Екатериной Калмыковой

Екатерина Калмыкова – действительный член Международной сихоаналитической ассоциации, член Московского психоаналитического общества.

 

 

Psychologies: Чувство вины знакомо каждому. Когда возникает необходимость обратиться к специалисту?

Екатерина Калмыкова: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего развести два понятия: «сознательное чувство вины» и «неосознаваемое». В первом случае мы понимаем, что поступили неправильно, осознаем свою ошибку и ощущаем на себе ее последствия. Мы можем испытывать неловкость, дискомфорт: нас мучают угрызения совести, мы думаем о том, как нужно было поступить в данной ситуации или какова может быть «плата» за то, что мы совершили. Если мы причинили неприятность другому человеку, мы корим себя за это и ищем способ загладить свою вину, минимизировать ущерб. Такие переживания естественны и знакомы любому из нас. Но, когда чувство вины возникает без видимых причин, когда оно начинает давить на нас, лишает возможности распоряжаться собой или когда события, происходящие с нами, похожи на самонаказание, можно предположить, что мы ощущаем бессознательное чувство вины. Для того чтобы разобраться в том, что же именно происходит на самом деле, и необходима помощь специалиста.

 

В каком возрасте у человека формируется способность испытывать чувство вины?

Согласно традиционным психоаналитическим взглядам, во время эдиповой фазы, одной из стадий психосексуального развития ребенка, когда в возрасте трех-пяти лет дети стремятся единовластно обладать родителем противоположного пола. Именно в это время у мальчиков возникает фантазия «жениться» на маме, а девочки мечтают «выйти замуж за папу». Подобное стремление неизбежно порождает желание избавиться от родителя своего пола, которого ребенок любит и одновременно ревнует к нему второго родителя. Такие агрессивные желания и фантазии вызывают у ребенка неосознаваемый страх наказания, который заставляет его отказаться от запретной любви и искать выход из сложившейся ситуации. Таким выходом для ребенка становится идентификация с родителем своего пола. А это означает не только стать похожим на папу или маму, но и принять, признать, впитать все нормы, все запреты, которые исходят от них и которые нельзя нарушать. Именно в этот период формируется наша совесть (или «Сверх-Я», как Фрейд называл эту структуру нашей личности): мы учимся различать добро и зло, начинаем бояться наказания за «незаконные притязания» или агрессивность и испытывать чувство вины, если понимаем, что нарушили какой-то запрет. В то же время, когда в психическом развитии ребенка что-то идет не так, у него может сформироваться бессознательное чувство вины.

 

Что именно может «пойти не так» во внутреннем мире?

Например, ребенок может выйти из эдиповой фазы «победителем»: отношения мамы с сыном нередко бывают более теплыми, эмоционально близкими, чем у родителей между собой. И у мальчика в этой ситуации возникает бессознательная фантазия о том, что он папу «победил», мамина любовь принадлежит ему, он отодвинул папу и занял его место рядом с мамой. Точно так же отец может больше любви и внимания уделять дочери, нежели жене, – и у девочки возникает фантазия, что она вытеснила маму из его сердца. Это очень трудная ситуация, поскольку у ребенка, одержавшего такую «победу» над одним из родителей, на всю жизнь остается колоссальное бессознательное чувство вины. Еще примеры: девочка, не отдавая себе в этом отчета, может чувствовать себя виноватой перед родителями за то, что она не родилась мальчиком, о котором они мечтали; или сын будет всю жизнь неосознанно винить себя за то, что из-за его рождения мама была вынуждена бросить институт и не получила высшего образования. Такие люди, как правило, без вины виноватые – они не помнят и не понимают, в чем состояло их прегрешение, но постоянно испытывают ощущение, что сделали что-то недозволенное, совершили какой-то проступок. И ждут наказания.

 

Когда эмоция становится наследством

Иногда причиной чувства вины могут быть поступки, совершенные нашими родителями или дальними предками, когда нас еще не было на свете. Такое чувство, как правило, иррационально и может негативно влиять на нашу жизнь и поступки. «Наибольшим влиянием обладают незавершенные истории, – считает психотерапевт Екатерина Михайлова. – Кто-то кого-то так и не простил, причиненное зло осталось неискупленным, ложное обвинение так и не было снято. Тогда вероятность «доигрывания» истории в следующих поколениях семьи выше, особенно если на эту тему говорят намеками, уклончиво. Если же какой-то сюжет в прошлом семьи завершен, виноватые наказаны или прощены, то смутная «тема вины» перестает витать в воздухе, питая иррациональные источники странных чувств и не менее странного поведения. Однако влияние семейной истории определяется не столько тем, что совершили наши предки, сколько тем, как они с этим жили, как «отрабатывали» свою вину, каков семейный миф по этому поводу. И разумеется, тем, насколько мы чувствуем себя частью своего рода, идентифицируемся с историей семьи и до какой степени ее оценки становятся нашими собственными».

Е. М.

 

Как проявляется бессознательное чувство вины?

Как необъяснимая тревога или постоянный страх надвигающейся катастрофы: человеку может казаться, что его счастье недолговечно, что с ним (или близкими) случится что-то ужасное. Любую болезнь, несчастный случай он бессознательно воспринимает как наказание, хотя сознательно их таковым не считает.

 

В каких ситуациях люди, страдающие от избытка вины, чаще всего обращаются к психоаналитику?

Если поведение человека, который живет с бессознательным чувством вины, приводит его к неудачам: из-за того что наказание не следует извне, он словно наказывает себя сам. Многие студенты с этим сталкиваются: они прекрасно знают предмет, но во время экзамена ничего не могут вспомнить, потому что не имеют права на успех. Точно так же человек, несколько лет работавший над диссертацией, в последний момент может отказаться от защиты. Решение обратиться к психоаналитику созревает и тогда, когда какая-то жизненная ситуация постоянно повторяется (всегда одни и те же неудачи, одно и то же разочарование), – в какой-то момент человек перестает списывать неудачи и тревоги на необъяснимые превратности судьбы и начинает задумываться о том, что, наверное, дело-то и в нем самом тоже. Естественно, крайне редко происходит так, что пациент приходит в кабинет психоаналитика со словами: «Я страдаю от чувства вины. Помогите!» Это потом, в ходе анализа, выясняется, что причиной его затруднений является чувство вины, которое возникло в далеком прошлом – еще в самом раннем детстве.

 

Значит ли это, что единственный способ отыскать причины наших проблем и переживаний – обратиться к своему прошлому?

На этом предположении и строится психоанализ. Фрейд считал, что один из терапевтических эффектов созданного им метода заключается в том, что он позволяет избавиться от мучительных и разрушающих личность чувств (в том числе и бессознательного чувства вины). Это происходит благодаря тому, что пациенту удается вспомнить событие, которое когда-то спровоцировало эти переживания. Воспоминания шаг за шагом подводят нас к травмирующим ситуациям, и постепенно мы понимаем, из-за чего должны были наказывать себя.

 

«Я перестала наказывать себя»

Марина, 32 года
«В подростковом возрасте я стала очень замкнутой, необщительной и агрессивной. Меня одолевали мрачные мысли и страхи: я боялась, что случится что-то со мной или моими родителями. Я начала терзать свое тело, причиняла себе боль, и никто меня не остановил. Я увлекалась пирсингом, заработала анорексию… Я до сих пор не понимаю, почему подростковый период, через который проходят все без исключения, обернулся для меня настоящим адом. Жестокость, которую я выплеснула на себя, меня изумляет. Словно где-то внутри меня жило некое создание, о котором я ничего не знала. К жизни меня вернул психоанализ. Но я до сих пор не знаю, что именно мне помогло за эти пять лет терапии. Я этого не поняла. В кабинете психоаналитика я говорила все, что приходило мне в голову, но сейчас я даже не смогу восстановить логику этих рассказов. И эти слова помогли распутать клубок. Какие слова вернули мне аппетит? Какие восстановили менструальный цикл? Это загадка. Но я перестала издеваться над своим телом, я перестала испытывать чувство вины и наказывать себя...»

 

Достаточно ли нам просто узнать о том, что именно произошло когда-то давно?

Одного знания, к сожалению, недостаточно. Представьте такую ситуацию: отец внезапно исчезает из жизни своего маленького сына – например, родители разводятся в тот момент, когда сын проходит через эдипову фазу развития и испытывает к нему сложные, в том числе и агрессивные, чувства. Такое драматическое стечение обстоятельств очень сильно влияет на последующую психическую жизнь человека. И будет недостаточно вылечить симптомы, которые развились у этого мальчика, когда он стал взрослым, объяснив, что они связаны с чувством вины. Если симптомы «выгнать» через дверь, они вернутся через окно. Когда терапевт предлагает ряд упражнений или твердит, что «не нужно чувствовать себя виноватым», он не помогает пациенту проникнуть в область бессознательного и узнать, что же является причиной его проблем. Психоанализ же позволяет добраться до самой сути чувства вины, осознать его, рассмотреть, как оно проявляется в различных ситуациях, влияет на отношения с людьми. Именно поэтому этот метод так эффективен.

 

Какие «инструменты» психоанализа помогают человеку справиться с чувством вины?

Психоанализ располагает целым набором «рабочих инструментов». Один из главных – метод свободных ассоциаций: проговаривание вслух мыслей, фантазий, воспоминаний, которые в данный момент приходят в голову, без отбора, ограничений и запретов. В кабинете психоаналитика мы можем говорить то, в чем до этого не смели признаться даже самим себе. Вспоминая события из прошлого, рассказывая о значимых для нас ситуациях, мы испытываем чувства, о которых не подозревали. И мы можем наконец-то их выразить и понять, как и когда они возникли и как сейчас они влияют на нашу жизнь. Кроме того, очень важно умение аналитика слушать пациента и улавливать бессознательные фантазии, которые лежат в основе его симптомов. И только так, благодаря методу свободных ассоциаций и способности психоаналитика нас слушать, можно распутать клубок бессознательных чувств и фантазий, которые обуславливают наши проблемы, в том числе и связанные с чувством вины.

 

Стоит ли нам стремиться освободиться от чувства вины?

В какой-то степени оно непреодолимо. Оно является неотъемлемой частью нашей психической жизни, основой нашей совести и морали. Поэтому стремиться стоит не к тому, чтобы «вылечить» чувство вины, а чтобы принять его и научиться понимать, где мы действительно провинились, а в чем нашей вины нет. В кабинете психоаналитика мы осознаем наконец реальную собственную ответственность за то, что с нами происходит, избавляемся от повторяющегося разрушительного сценария и получаем возможность жить полноценной жизнью. Этот путь занимает много времени, но тратим мы его не напрасно.

 

Елена Ратнер
http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/_article/37584/4/

Поделитесь с друзьями:

Другие статьи центра эффективного развития человека "Новый старт"

Ваше тело расскажет о Ваших проблемах с деньгами
>> Read More

Хотите внуков — уйдите с пути сына!
>> Read More

10 пpизнaкoв moгo, чmo пpишлo вpeмя omпусmиmь чeлoвeкa
>> Read More

Как формируются психологические установки?
>> Read More

ОБИДНАЯ ПРИЧИНА МНОГИХ РАЗВОДОВ
>> Read More

Write a comment

Comments: 0