У ребенка нет способностей? Не может быть!

Мы привыкли слышать это каждый день: «Я не хочу в школу!», «Я ненавижу школу», «Я там впустую трачу время!». Когда наши подростки поняли, что истерики не помогают, они сменили тактику. Нам стали звонить из школы и просили забрать их домой, потому что у них жутко разболелась голова или живот. Через час боль чудесным образом проходила и страдалец энергично рвался на улицу.

В средней школе качество жизни детей падает каждый год до последнего класса (когда, судя по всему, они уже видят свет в конце тоннеля). Можем ли мы помочь им пережить это время, чего-то достичь и радоваться жизни? На опыте своей семьи могу сказать: важно распознать сильные стороны ребенка и не жалеть денег и усилий на их развитие.

Хьюго учеба давалась тяжело – можно сказать, не давалась вообще, так что педсовет рекомендовал оставить его на второй год. Муж был подавлен и почти поверил, что у его сына нет никаких способностей к учебе. Конечно, он знал, что Хьюго не прилагал усилий, но считал, что главная причина – именно отсутствие способностей. После споров (да, иногда позитивная психология требует жесткости) моя точка зрения – обратить внимание на таланты Хьюго и не принимать безоговорочно мнение школы – победила. Для начала мы оспорили решение школы. Хьюго всегда страстно увлекался теннисом, а потом бросил занятия и теперь не решался их возобновить, боясь, что проиграет бывшим соперникам. Мы устроили его в лучший теннисный клуб в округе, где растят чемпионов, и еще оплатили частные уроки. Увлеченность сработала, и чем лучше играл Хьюго, тем лучше становились его оценки и отношение к школе вообще. Вот вам и «неспособный»...

 

 

Как развить способности ребенка?

Эта история повторилась и с тремя остальными детьми. Эндрю устроили на недельные курсы в одну из лучших актерских школ, и он... сразу стал лучше учиться. Джейсон ценит свободу, создает анимационные ролики, снимает смешные видео. Он творческая личность, и, когда мы одобряем его творчество, он расцветает – как и его учеба. Таланты Полины – в отношениях. Все друзья и даже братья приходят к ней за советом в сердечных делах. Если ей удается поддерживать баланс между общением и всем остальным, то все у нее складывается гладко.

 

 

Когда мы реализуем свои сильные стороны, то чувствуем себя по-настоящему живыми*. Но как помочь детям определить их таланты? Вариант, которым я часто пользуюсь, – карточки с набором сильных сторон и вопросами, помогающими найти лучшие черты своей натуры. Мы часто раскладываем эти карточки всей семьей и выбираем свои достоинства, одновременно позволяя другим подобрать их для нас. Ведь используя свои сильные стороны, можно получать максимальную отдачу от минимальных усилий. Так почему бы не попробовать?

 

 

* Подробнее о сильных сторонах см. И. Бонивелл «Ключи к благополучию» (Время, 2009).

НОВАЯ СТАТЬЯ:

Как помочь учиться без стресса

Основные идеи

  • Вселять уверенность: поддерживайте, несмотря на ошибки. Помогайте преодолевать трудности. Не критикуйте.
  • Поощрять: замечайте любой, не только учебный, интерес ребенка. Акцентируйте внимание на его талантах: любознательности, юморе, ловкости…
  • Стимулировать: относитесь к школьным делам какк одной из составных частей ежедневной жизни ребенка. Он должен знать, что от него ожидают усилий и понимают, что он пока лишь набирается знаний. 

 

 

Замечать достижения, подчеркивать сильные стороны, а не ошибки и не упрекать. Нам под силу смягчить школьный стресс своего ребенка, уверены наши эксперты. Оставаясь требовательными по делу.

 

 

 

Не торопиться

 

«Ребенок постоянно развивается, – напоминает детский психолог Татьяна Бедник. – Этот процесс может происходить очень активно, зато в другие моменты он словно замирает, набираясь сил для следующего рывка. Поэтому взрослым стоит разрешить себе «примириться» с тем, каков ребенок сейчас. Не торопиться, не настаивать, не заставлять немедленно все исправить, стать другим. Стоит, наоборот, прислушиваться к ребенку, наблюдать, помогая ему опираться на его позитивные стороны, и поддерживать, когда проявляются слабости».

 

 

Извлекать пользу из ошибок

 

Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Верно и обратное: кто что-то делает, ошибается. По крайней мере иногда. «Приучайте ребенка анализировать причины неудачи – так вы научите его ясно понимать, что именно привело к ошибке, – советует возрастной психолог Андрей Подольский. – Уточняйте, что осталось непонятым, просите переделать дома упражнение, пересказать плохо усвоенный урок. Будьте готовы и сами заново объяснить суть недавно пройденного материала». Но никогда не делайте задание вместо него – делайте вместе с ребенком. «Хорошо, когда совместное творчество касается сложных и творческих заданий, – уточняет психолог Тамара Гордеева, – проекта по биологии, отзыва о книге или сочинения на свободную тему. Обсуждайте с ним новые идеи, вместе ищите литературу, информацию в интернете. Такой («деловой») опыт общения с родителями, новые навыки помогут ребенку стать увереннее в себе, пробовать, ошибаться и самому искать новые решения».

 

 

 

«Нет ничего более успокаивающего и восстанавливающего, чем моменты совместных занятий в кругу семьи, – добавляет Татьяна Бедник. – Вместе готовить, мастерить, устраивать игры, смотреть и комментировать передачу или фильм – столько невидимых, но фундаментальных способов обучения!» Обменяться мнениями, сравнить себя с другими, иногда выступить друг против друга – все это помогает развивать критический ум, который, в свою очередь, поможет взглянуть на ситуацию со стороны и держать стресс на расстоянии.

 

Планировать вместе

«В какое время лучше делать уроки; взяться сначала за самое легкое или самое сложное; как правильно организовать рабочее место – именно родители должны научить ребенка планировать свою ежедневную жизнь, – говорит школьный психолог Наталья Евсикова. – Это поможет ему легче принимать решения, стать спокойнее – он перестанет садиться за письменный стол в последнюю минуту перед сном». Обсуждайте с ним его работу, объясняйте, что и для чего нужно, почему это стоит организовать именно так. Со временем ребенок научится самостоятельно планировать свое время и организовывать пространство. Но сначала родители должны показать, как это делается, и делать это вместе с ним.

 

Создавать мотивацию

Ребенку интересно, если он хорошо понимает, зачем он учится. «Разговаривайте с ним обо всем, что его увлекает, – советует Тамара Гордеева. – Напоминайте: успех приходит, если мы любим то, чем занимаемся, получаем от этого удовольствие, видим в этом смысл». Это поможет ребенку разобраться в своих желаниях, лучше понять свои интересы. Не требуйте многого, если вам самим учиться, читать, узнавать новое не очень-то и интересно. И наоборот, активно демонстрируйте свое любопытство к новому, если вы учитесь всю жизнь. «Можно обратить его внимание на те знания и умения, которые понадобятся ему для осуществления детской мечты, – уточняет Андрей Подольский. – Ты хочешь быть кинорежиссером или врачом? На режиссерском факультете изучают историю изобразительного искусства и литературы. А врачу надо обязательно знать биологию и химию… Когда есть перспектива, у ребенка возникает сильное желание поскорее добраться до своей мечты. Страх исчезает, и учиться становится интереснее».

 

Воспитывать не подавляя

Не раздражаться из-за неудач и избегать чрезмерной опеки – так можно было бы сформулировать двойное правило педагогики. Наталья Евсикова предлагает метафору: «Ребенок учится ездить на велосипеде. Когда он падает, разве мы сердимся? Конечно, нет. Мы успокаиваем и подбадриваем его. А потом бежим рядом, поддерживая велосипед, – и так до тех пор, пока он не поедет сам. Так же стоит поступать и в отношении школьных дел наших детей: объяснять то, что непонятно, рассказывать о том, что интересно. Делать вместе с ними что-то увлекательное или трудное для них. И, почувствовав встречную активность ребенка, постепенно ослаблять собственную – так мы освободим ему пространство для самостоятельного развития». 

 

Марина, 16 лет: «Их волнуют только мои успехи»

«Моих родителей интересуют только мои оценки, победы на олимпиадах. Они были круглыми отличниками в школе и мысли не допускают, что я могу учиться хуже. Четверку по физике они считают посредственной оценкой! Мама уверена: для того чтобы жить достойно, необходимо выделяться. Посредственность – это ее навязчивый страх.

С шестого класса я занимаюсь с репетитором по математике, с седьмого – по химии и английскому, по биологии – с отцом. Мать строго контролирует все школьные оценки. В начале каждой четверти она по часу общается с каждым из учителей, задает тысячи вопросов и все записывает в блокнот. Учительница по русскому как-то попыталась ее остановить: «Не беспокойтесь, все будет в порядке!» Как же мне было стыдно! Но теперь я думаю, что все больше начинаю походить на своих родителей: в конце года я получила четверку по химии и все лето чувствовала себя ужасно. Я постоянно думаю о том, что могу не оправдать их надежд».

 

Алиса, 40 лет: «Его оценки не стали хуже!»

«С первого класса у нас повелось так: Федор делал уроки после школы, а я проверяла их вечером. Он исправлял ошибки, пересказывал мне устные задания. Это занимало не больше часа, и я думала, что нашла самый оптимальный способ помочь сыну. Однако к четвертому классу он стал все больше и больше отлынивать, делал домашние задания кое-как, и каждый наш вечер заканчивался ссорой. Я решила обсудить это со школьным психологом и была просто потрясена, когда он объяснил мне, что происходит на самом деле. Оказывается, ежедневно сын ждал моей оценки и мог расслабиться только после того, как я заканчивала проверку уроков. Не желая этого, я держала его в напряжении до самого вечера! Психолог посоветовал мне в течение недели изменить образ действий. Я пояснила сыну, что доверяю ему и знаю, что он уже может справиться сам. С этого момента, вернувшись с работы, я лишь спрашивала Федора о том, есть ли трудности с уроками и нужна ли помощь. И в течение нескольких дней все изменилось – с легким сердцем он брался за уроки, зная, что ему не придется их переделывать еще и еще раз. Оценки его не ухудшились».

 

 

Есть вопрос?

  • Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Строгино», т. (495) 753 1353, http://centr-strogino.ru
  • Психологический центр ИГРА, т. (495) 629 4629, www.igra-msk.ru
  • Центр помощи подросткам «Перекресток», т. (495) 609 1772,www.perekrestok.info
  • Центр психологического консультирования и психотерапии «Генезис», т. (495) 775 9712,www.ippli-genesis.ru

НОВАЯ СТАТЬЯ:

Поделитесь с друзьями:

Другие статьи центра эффективного развития человека "Новый старт"

Ваше тело расскажет о Ваших проблемах с деньгами
>> Read More

Хотите внуков — уйдите с пути сына!
>> Read More

10 пpизнaкoв moгo, чmo пpишлo вpeмя omпусmиmь чeлoвeкa
>> Read More

Как формируются психологические установки?
>> Read More

ОБИДНАЯ ПРИЧИНА МНОГИХ РАЗВОДОВ
>> Read More

Write a comment

Comments: 0